Потерявшие венгры

Потерявшие венгры

Как венгерские учёные ищут корни своей идентичности среди башкир
Знание
Миляуша Абайдуллина
В 1909 году венгерский этнограф Дьюла Месарош отправился в путешествие по башкирским деревням современных Баймакского и Абзелиловского районов, чтобы подтвердить одну из своих научных теорий. Через 112 лет его маршрут повторили другие учёные из Венгрии.
Что среди башкирской культуры искали венгерские исследователи и каких результатов им удалось достичь — рассказывает художница Миляуша Абайдуллина
глава 1

В поисках корней

Фотография из башкирской экспедиции этнографа Дьюлы Месароша, 1909 г.

Летом 1909 года на Южный Урал прибыл венгерский учёный-тюрколог Дьюла Месарош (Gyula Mészáros). Эту поездку к башкирам он запланировал год назад — в свою первую экспедицию по России, когда собирал этнографический материал среди чувашей и казанских татар. Как и многие другие венгерские учёные того времени, Месарош придерживался теории мадьяро-башкирского этнического родства, согласно которой башкиры и мадьяры (самоназвание этнических венгров) — имеют общие корни. В XIII веке в письменных источниках Западной Европы сложилось представление о «Великой Венгрии», где Южный Урал считался исторической прародиной венгерского народа.

Фотография из башкирской экспедиции этнографа Дьюлы Месароша, 1909 г.

Основной источник, на котором строится эта теория, — отчёт венгерского миссионера-путешественника Юлиана, дважды побывавшего на Южном Урале в 1236 и 1237 годах, где якобы он встречал местных мадьяр и обращал их в католическую веру. Этими записями Месарош и пользовался, когда искал финансирование и объяснял дирекции этнографического отдела Венгерского национального музея цель и значение своей поездки к башкирам.

Фотография из башкирской экспедиции этнографа Дьюлы Месароша, 1909 г.

Аргументы учёного сработали — 29 июня 1909 года он получил разрешение на экспедицию и деньги на расходы и покупку башкирских предметов.
Первой точкой на маршруте Дьюлы Месароша стал Караван-сарай в Оренбурге, где он познакомился с башкирской и татарской интеллигенцией, в частности с историком и богословом Ризаитдином Фахретдиновым и писателем Фатихом Карими, которые помогли ему с организацией маршрута, снабдили провизией и тарантасом. О своём путешествии этнограф писал в газете Vasárnapi Újság [далее — перевод автора]:
  • Дьюла Месарош
    из заметки этнографа в газете Vasárnapi Újság
    «Я видел эти восточные степи. Я прошёл по ним от границы Сибири до Уральских гор, я заглядывал в юрты пытливым взглядом и с языком восточных народов на устах. Родственные народы и венгерские связи ищет здесь путешественник. Прадедам, жившим тысячу лет назад, было бы легче направлять нас, но мы уже даже не знаем, где они похоронены. Отцы умерли, но их слова и обычаи нет. Вам нужно всего лишь собрать их из уст живых внуков».
По итогам экспедиции Месарош решил, что, с этнографической точки зрения, между венграми и башкирами действительно так много общего, что можно без сомнений утверждать об их родстве или даже былом единстве. Но как это слияние и разъединение происходили — учёному так и не удалось выяснить. По его наблюдениям за местными диалектами, нет никаких доказательств, что на Южном Урале когда-либо были венгры, о которых писал в своём отчёте миссионер Юлиан.
За три месяца Дьюле Месарошу удалось собрать большой корпус материалов по башкирским языку, фольклору и этнографии — 225 предметов и 86 фотографий. В своей коллекции он ярко представил жизнь башкир: от украшений и текстиля до разнообразных артефактов, связанных с их промыслами, например, приспособления для соколиной охоты, колчаны и сёдла с серебряными пластинками. Фотографии же уникальны тем, что изображают не только кочевую жизнь башкир, но и редкие виды дореволюционной башкирской деревни.

Фотография из башкирской экспедиции этнографа Дьюлы Месароша, 1909 г.

К сожалению, хранящаяся в Венгерском национальном музее коллекция фотографий из экспедиции так и не была до конца обработана и описана. Предполагается, что большая часть лингвистического корпуса осталась неопубликованной и вместе с дневниковыми записями учёного была утеряна навсегда, когда он покинул Венгрию из-за Второй мировой войны.

Фотография из башкирской экспедиции этнографа Дьюлы Месароша, 1909 г.

Уже потом коллекцию дополнил комментариями другой сотрудник музея — Галимьян Таган (Ғәлимйән Таған), башкирский этнограф и активный участник Башкирского национального движения, выступавшего за автономию башкир в 1917-1921 годах. Тагану пришлось покинуть родную республику во время Гражданской войны в России и эмигрировать сначала в Маньчжурию, потом в Японию. Оттуда он переехал в Будапешт, где в 1932-м возглавил Восточный отдел Национального этнографического музея Венгрии.
глава 2

Последователи

Фотография из башкирской экспедиции этнографа Дьюлы Месароша, 1909 г.

В 2021 году венгерские этнографы Давид Сомфай Кара и Иштван Шанта совершили «Экспедицию по следам Дьюлы Месароша». Они сравнивали ландшафты, общались с местными, пытались узнать о судьбах людей, запечатлённых на фотографиях Дьюлы Месароша столетней давности. Не всё, изображённое на снимках, удалось отыскать. Например, ни в одной из башкирских деревень не было хранителя соколиной охоты (фотография выше).

Этнографы Давид Сомфай Кара и Иштван Шанта выступают в Уфе во время своего путешествия, 2021 г.

По мотивам путешествия Сомфай Кара и Шанта собираются выпустить книгу и в ней подробно описать места с фотографий Месароша. А ещё планируют перевести с венгерского на башкирский и русский языки книгу «Baskirok, tatarok» (1931), большая часть которой была написана как раз башкирским этнографом и сотрудником Национального этнографического музея Венгрии Галимьяном Таганом.

Источники

  • Фрагмент письма: Мандоки Ласло, Р.Г. Кузеев. Предметы народного искусства в башкирской коллекции Венгерского этнографического музея. // Археология и этнография Башкирии. 1962.

  • Н.А. Мажитов. К вопросу «О большой Венгрии» на Южном Урале.

14.12.2023

Спасибо, что дочитали до конца!
Понравился текст? Считаете эту тему важной? Тогда поддержите его создателей — айда к нам на Boosty!
хочу помочь Чернозёму
Спасибо,что дочитали до конца!