Наверняка вы встречали в исторических текстах или в подписях к чёрно-белым фотографиям устаревшие названия коренных народов, например, «самоед», «тунгус» или «остяк».
Как правило, они не имели отношения к самоназванию народа и часто использовались этнографами, переселенцами и служилыми людьми по-ошибке.
Почему селькупы вместе с другими народами Сибири вдруг стали остяками и как это до сих пор сказывается на их жизни — рассказывает Григорий Колмаков, глава селькупской общины «Квай».
глава 1
Остяки за Компанию
На фото: жители деревни Агомагово. Снимок подписан «Остяки и русские». Из сибирских экспедиций Кая Доннера. 1912 г.
Если задать жителю Томской области вопрос о том, какие народы проживают в его регионе, то наверняка вы услышите про загадочных «остяков». Так в нашем крае называют местных селькупов, хантов и кето ещё с момента прихода сюда первых стрельцов в конце XVI века.
Первоначально словом «уштяк» тобольские татары называли предков южных хантов. Впоследствии казаки, приводящие под царскую власть Сибирское ханство, позаимствовали данный термин и стали применять его ко всем встречным народам, чей быт сродни хантыйскому.
Уже гораздо позже, в начале XVIII века, путешественник Герхард Фридрих Миллер проезжал через посёлки среднеобских селькупов и разделил их на енисейских, нарымских, томских, кетских и васюганских остяков, основываясь на местах основного расселения народов. Одним из факторов различия «остяцких» народов был язык или говор.
глава 2
Жертвы рынка
В Томской губернии казаки и сами коренные называли южных селькупов «остяками», в то время как в документах их называли «ясашными» или «инородцами». Местные жители, знакомые с потомками селькупов, по сей день продолжают называть их «остяками», в то время как на южноселькупском языке сами селькупы именуют себя по принадлежности к локальной группе и диалекту: сӱссэӄум, чумэлӄуп, тюйӄум, шӧшӄуп, пайӄум.
Если казаки, покорившие протогосударственное объединение селькупов, встретились с развитым по местным меркам народом, то к XIX веку селькупы превратились в бедных промысловиков из-за скорой деградации традиционных ремёсел (керамика, сельское хозяйство, металлообработка), не выдержавших конкуренции с привозными товарами.
Этноним «остяк» приобрёл уничижительный оттенок. В 1980-х школьники дразнили ровесников «остяками», если те хоть как-то были не похожи на русских или татар. Моя тётя Надежда Колмакова, окончившая школу в 1986 году, нехотя вспоминает, как жители села дразнили её «остячкой», что осталось неприятным воспоминанием.
Она же рассказывает, что среди приезжих в советский период бытовала оскорбительная поговорка: «Остяк – собака, кожана рубаха, налимьи штаны, стерляжьи рукавицы». Ещё моя знакомая селькупка Альбина Тюделекова вспоминает: «Как только ребята прознали, что мой отец – остяк, перестали пускать в ДК, дразнили постоянно…».
На фото: охотник Матвей Аргвусов с дочкой, 1912 г. Селькупы, река Кеть. Из сибирских экспедиций Кая Доннера
глава 3
Не жители города
Сейчас многие взрослые потомки южных селькупов не стремятся отождествлять себя с культурой и языком предков «остяков», потому что приезжие воспринимали остяков как охотников и рыбаков, но не как горожан. Такая тенденция вызвана проходящим сквозь века неоднозначным отношением со стороны пришлых людей к иноязычному народу и иным – «чудским» – традициям и обычаям.
Предвзятость к коренным и их культуре повлияла на обстановку в селькупских семьях – ещё 20 лет назад среди селькупов преобладали смешанные браки с русскоязычными. Считалось, что так можно приобщиться к русскому, то есть современному образу жизни, из-за чего родная культура быстро забывалась.
Этноним «остяк» до сих пор используется, как правило, пожилыми. Молодые люди, особенно в северных районах области, зачастую знают или слышали о селькупах. «Остяки» же ассоциируются с глубокой древностью и прошлым веком. Под этими понятиями даже имеют в виду какие-то разные народы: селькупы – малочисленный и коренной; остяки – древний и примитивный.
Последние несколько лет отношение к коренным меняется само собой, но прошлого не вернуть – в переписи 2010 года по Томской области южными селькупами или остяками записались всего 230 человек, в то время как в конце XIX века в Томской области их насчитывалось более пяти тысяч.
Источники
Описание Томского уезда Тобольской провинции в Сибири в нынешнем его положении, в октябре 1734 г. // Источники по истории Сибири досоветского периода. — Новосибирск: Наука, 1988. — С. 65—101.
История Сибири. — М.—Л.: Изд-во АН СССР, 1937. — Т. I.
ГАТО, ф.170, оп. 1, д. 105.
ГАТО, ф.170, оп. 1, д. 266.
ГАТО, ф.173, оп. 1, д. 64.
Тучкова Н. А. Этническая история и фольклор селькупов: проблема корреляции данных. Диссертация на соискание учёной степени доктора исторических наук. Томск, 2018. 632 с.
Тучкова Н. А. Селькупская ойкумена. Обжитое пространство селькупов южных и центральных диалектных групп. Томск: Издательство ТГПУ, 2014. 224 с.
Тучкова Н. А. Селькупы реки Чаи // Земля чаинская. Сборник научно-популярных очерков к 100-летию с. Подгорного / отв. ред. Я. А. Яковлев. Томск: Издательство ТГУ, 2001. С. 98–114.
Полевые материалы автора.
04.04.2024
Спасибо, что дочитали до конца!
Понравился текст? Считаете эту тему важной? Тогда поддержите его создателей — айда к нам на Boosty!