(Не)посвящённые народы

(НЕ)ПОСВЯЩЁННЫЕ НАРОДЫ

как бизнесмены и эзотерики ради «всеобщего блага» забирают земли народов Алтая
знание
Г.И. Чорос-Гуркин «Той», 1910
Для кого Алтай Роднее?
Алтай — общее название региона, расположенного на территории Республики Алтай, Алтайского края, Монголии, Китая и Казахстана. Сегодня Алтай стал популярным туристическим направлением, прославившись своей природой.
Однако Алтай — не только его экология и красивые пейзажи, но ещё и его люди. Это дом для алтайцев, теленгитов, кумандинцев, чалканцев, тубаларов, телеутов и шорцев, которые много веков жили и до сих пор живут здесь, не утратив свои идентичность, языки и традиции.
Туризм в России нельзя назвать этичным. Путешественники редко заранее изучают нюансы культуры тех мест, куда едут на отдых. Поэтому жители Алтая часто слышат от них даже такие вопросы: существует ли вообще нация алтайцев? Есть ли у них свой язык?
Рассказываем, что не так с туризмом на Алтае и почему его нельзя оправдывать одними доходами.

Мусор, оставленный на ветках деревьев вместо jалама. Фото автора.

Проблема 1

Кыйра буулары

Кыйра или jалама – ритуальные ленты, символизирующие жертву духам местности. Кыйра (jалама) вяжутся в определённых местах, в частности на перевалах, у родников и не только.
В этой древней традиции, которую сохранил наш народ, регламентирован цвет лент, их заготовка, время и места, когда и где их следует повязывать. Алтайцев с детства учат, для чего повязывают кыйра (jалама). По-настоящему кыйра (jалама) не вешают для исполнения желаний или на удачу. Это обращение к духам местности, чтобы благополучно перевалить через горы, попросить здоровья для себя и близких, выразить благопожелания (алкыш-сöс). Там, где повязывают кыйра (jалама), не шумят, не ругаются и не ссорятся.
Туристы, посещая подобные места, даже не задумываются, что ленты повязаны не просто так, и из любопытства или по настоянию гидов развешивают мусор. Так на деревьях и кустарниках в священных для коренных народов Алтая местах оказываются этикетки от бутылок, влажные салфетки, носки, разорванные футболки, резинки для волос — всё, что завалялось в карманах. В пандемийный 2020 год хлынувший к нам из-за закрытых границ поток туристов сделал трендом развешивать использованные маски.
Примечательно, что «инициативные» туристы часто развешивают мусор даже там, где сами алтайцы кыйра (jалама) не повязывают, в результате чего стихийно образуются свалки.
Местные жители пытаются урегулировать вопрос, размещая в туристических и священных местах информационные стенды. Об этом же неоднократно рассказывали в различных медиа, в популярных блогах, но практически безрезультатно.
Проблема 2

Исписанные скалы, мусор и потребительское отношение к природе

У алтайцев издревле существует культ гор. Считается, что у каждой горы есть свой дух-хозяин. У каждого алтайского рода (сööк) есть своя священная, почитаемая гора. Также есть байлу туу (в переводе с алтайского «священная гора»), на которые запрещено подниматься женщинам. В целом алтайцы воспитывают в детях особое почтение к природе, потому что не соблюдение баланса, особенно на родовых землях, может отразиться на живущих на них людях.
Но если отойти от культурных, религиозных и экологических аспектов, исписанные скалы — это банально некрасиво. В Республике Алтай скалы повсеместно исписаны туристами. Путешественники стремятся оставить след своего пребывания на Алтае, даже не задумываясь, как это выглядит для местных жителей, при этом иногда даже нанося ущерб историческим памятникам, таким как древнейшие петроглифы.

Надписи, оставленные туристами, на алтайских скалах. Фото автора

Сейчас, даже просто проехав по Чуйскому тракту, можно увидеть всё разнообразие туристической наскальной живописи начиная от имён, дат рождения и родных городов, откуда прибыли люди, до различных признаний и нецензурной брани. Они портят вид и тяжким грузом ложатся на плечи местных жителей.
В Республике Алтай появилась волонтёрская организация «Чистый Алтай», которая занимается очисткой скал от подобных надписей и сбором мусора. Жители республики тратят свободное время, силы, здоровье и деньги на то, чтобы избавить скалы от туристической письменности. А это достаточно тяжёлый труд, требуется специальное оборудование (пескоструйные машины). Изуродовать скалы гораздо проще, чем их очистить.
Запрет на исписывание скал закреплён в статье 3 Закона Республики Алтай «Об административных правонарушениях в Республике Алтай» от 10.11.2015 года № 69-РЗ, изменения внесены Законом Республики Алтай от 29.04.2022 г. № 26-РЗ. По ней периодически составляют протоколы об административных правонарушениях и назначают штрафы, однако уследить за всеми и наказать невозможно.
К сожалению, туристы игнорируют информационные стенды и даже замечания от местных жителей, которые ловят их «на горячем».
Другая большая проблема — мусор. В Республику Алтай прибывают не только любители дорогого комфортного отдыха, но и «дикие» туристы. На территории всей республики можно наблюдать то тут, то там раскиданные одинокие палатки и целые лагеря.
Если турбазы хотя бы могут убирать за клиентами мусор, то после «палаточников» вдоль берегов и озёр тянутся горы мусора. Волонтёры движения «Мусорная лавина» летом 2023 года убрали около 1,4 тонн отходов с туристических троп, ведущих к горе Ӱч-Сÿмер (Белуха).
Ӱч-Сÿмер — высочайшая точка Алтая и особо почитается алтайцами. Подниматься на неё по религиозным соображениям запрещено, что, конечно, соблюдается не всеми, и тем не менее — чаще на Ӱч-Сÿмер восходят именно туристы. К природе Алтая они относятся потребительски, беспокоясь только о своём комфорте.
Так, дорога до водопада Кÿркÿре (с алтайского переводится как «грохочущий») в Улаганском районе уничтожается квадроциклами, страдает растительность. При этом пешком по этой же дороге можно дойти за полчаса, и каких-то сложных участков там нет.
Трэвэл-блогер Эльнар Мансуров вообще додумался залезть в «гейзерное» озеро, находящееся недалеко от села Акташ в Улаганском районе, с каяком. На справедливые замечания со стороны алтайцев человек не реагировал, до последнего отстаивая свою точку зрения, а также указывал на «недружелюбность» и «негостеприимность» алтайцев.
Несмотря на название озера, гейзеров там нет, зато дно представляет собой смесь голубой глины и песка. Притоки из родников, питающих водоём, поднимают смесь, которая затем оседает на дне, образуя различные узоры, которые привлекают так много внимания людей. Но любое волнение в озере может повлиять на его внешний вид, тем более что оно совсем крошечное.
В свою защиту блогер Эльнар Мансуров говорит, что знакомился с правилами посещения озера, где нет запрета на заплывы на каяках. Кроме того, он заметил, что водоём сакральным для местного населения быть не может, так как был обнаружен широкой общественностью лишь недавно при строительстве ЛЭП.
Этим он только продемонстрировал своё безразличие к местному населению и потребительское отношение к природе Алтая, которой он жертвует ради красивых снимков. Эльнар Мансуров не учитывает или просто игнорирует тот факт, что не всё, что было неизвестно туристическим гидам раньше — было неизвестно и местным жителям. Некоторые алтайцы всё ещё помнят старые тропы, обследуют тайгу и сохраняют знания своих родителей, бабушек и дедушек.
Своим действием Эльнар Мансуров также вдохновил и других людей. Так в сентябре 2020 года туристы, оказавшиеся рекламным агентством, спустили на «гейзерное» озеро матрас в целях съёмки рекламы белья для новосибирского производителя текстиля.
Проблема 3

Нагрузка на инфраструктуру и вандализм

Некогда зелёная поляна на горе Барантал пострадала от колёс квадроциклов. Фото: «Чемальский вестник»

По данным Росстата, по последней переписи в Республике Алтай проживает всего 210 924 человека, город один единственный на всю республику — Горно-Алтайск, остальное — сельские поселения. Через республику проходит только одна федеральная трасса Р-256, широко известная как Чуйский тракт, остальное — дороги регионального значения.
Чуйский тракт как трасса федерального значения хорошо содержится, однако и она в основном в две полосы с редким расширением, в то время как дороги регионального значения чаще всего в достаточно разбитом состоянии или вообще — представляют собой неасфальтированную грунтовку, а где-то и просто накатанные колеи.
Из-за наплыва туристов инфраструктура региона просто не справляется. На участке Чуйского тракта от села Усть-Муны до села Рыбалка можно простоять в многочасовой пробке, что для местных жителей крайне непривычно и неудобно, так как из города именно по Чуйскому тракту добираются до таких районов как Шебалинский, Онгудайский, Улаганский, Кош-Агачский и даже Усть-Канский и Усть-Коксинский. Из-за большого количества машин дороги быстрее изнашиваются и возрастает количество ДТП.
Особенно тяжело жителям сёл. Жители Элекмонара в Чемальском районе размещают на своих домах баннеры с просьбой к водителям сбросить скорость, так как люди задыхаются от беспрестанно поднимаемой пыли, а также беспокоятся об играющих на улице детях. Однако это не особо результативно, так как у туристов, как правило, на первом месте стоят собственные комфорт и интересы.
С похожей проблемой столкнулись жители села Аюлы Чемальского района. Целыми днями через поселение, которое считается «тупиковым», ездят туристы на квадроциклах. Они поднимают столбы пыли в сухую погоду и волны грязи в пасмурную, не соблюдают скоростной режим и ведут себя агрессивно.
Не обходится и без вандализма. В окрестностях села Бешпельтир Чемальского района неизвестные в обрядовом месте у родника в урочище Каратурук сняли кыйра, выдернули один столб и выкинули в реку, другой столб расшатали.
От действий квадроциклистов пострадала площадка на горе Барантал, где проводят алтайские обряды. Разбитая дорога, вытоптанная растительность, горы мусора и изуродованные кыйра теперь встречают алтайцев на горе Барантал. Местные жители недоумевают, почему правоохранители не расценивают это как оскорбление чувств верующих.
Проблема 4

Туристический бизнес и скупка земельных участков

В ответ на критику со стороны жителей Республики Алтай, гости региона говорят про доходы и рабочие места, которые приносит туризм. Действительно, часть населения уже активно включена в туристический бизнес или пытается влиться. Однако и здесь не всё так гладко.
Многими турбазами сегодня владеют жители Алтайского края, Новосибирской области, Москвы, Санкт-Петербурга и Республики Татарстан. Экономика этих регионов значительно более развита, чем в Республике Алтай, и оттуда начать бизнес проще.
Стоимость объектов недвижимости в республике возросла многократно, превышая финансовые возможности значительной части местного населения, не говоря уже о том, как сложно получить земельный участок даже в аренду у государства. Вместе с тем данные обстоятельства не мешают скупать землю жителям из других регионов, которые могут прикрываться благими целями.
В 2020 году разгорелся конфликт между барнаульцем Даниилом Безденежных, сценаристом и продюсером документального фильма «Хранители Алтая», и жителями села Курай из-за возводимой без разрешения турбазы. Земельный участок действительно находился в собственности Даниила Безденежных, однако в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов с целью рекреационного использования не переводился. Прокуратура Кош-Агачского района провела проверку, по результатам которой вынесено предостережение о недопустимости нарушения закона и возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.6. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (самовольное снятие плодородного слоя).
Как писали в «Новостях Горного Алтая»: «Даниил Безденежных рассказал, что проект был задуман с целью “помогать зарабатывать всё большему количеству местного населения — агроэкскурсиями, когда путешественник может погулять вместе с чабаном и его отарой и погрузиться в настоящий алтайский быт, попробовать местные продукты, покататься на алтайских лошадях, послушать древний эпос и так далее и так далее”. Он даже записал на Курайском хребте обращение к алтайскому народу, в первую очередь к жителям сел Курай и Кызыл-Таш, где призвал “вместе созидать и работать на благо Алтая” <…>
Сам он заявляет, что уже более 10 лет занимается развитием туризма на Алтае, в том числе в Кош-Агачском районе. Судя по всему, свою миссию Даниил Безденежных осознает, как развитие “цивилизованного туризма”, создание “красивых и всем нужных туристических проектов”. Осталось убедить местных жителей в том, что им это тоже нужно».
Похожая ситуация сложилась в селе Карым Майминского района, где земли вокруг домов «в целях облагораживания» выкупили предприниматели, приехавшие из Татарстана, и теперь требуют от местного населения избавиться от скота, так как места под выпас нет, а выкупить что-то в районе через аукцион нереально, ведь в финансах соревноваться с представителями других регионов проблематично.
Местные охотники регулярно находят в тайге новые дачные домики. Например, в Улаганском районе. Кроме того, сообщают о продаже земельных участков бизнесменам из Китая за взятку в 8 миллионов рублей.
Также в 2023 году проблема со скупкой земельных участков возникла, когда блогерка-эзотерик и певица Perukua в своём профиле в соцсети опубликовала видео, в котором заявляла о том, что увидела два разных Алтая — «туристический горный» и «настоящий сакральный Рериховский». Якобы действуя в интересах Алтая, желая сохранить его «первозданную красоту» (ведь только Perukua и её подписчики понимают священность Алтая!), она предлагает своим друзьям «инвестировать в землю, пока это можно делать гектарами», и рекомендует контакты некоего Алексея, который может оказать содействие в приобретении участка.
На критику со стороны местных жителей блогерка не отреагировала ровным счётом никак, в то время как подписчики бросились защищать её, ведь Perukua — женщина с мировым влиянием и может даже «решать этнические проблемы».
Желающих выкупить землю на Алтае оказалось не мало. Люди, побывавшие на Алтае от силы один-два раза, считают, что понимают его священность лучше, чем алтайцы, теленгиты, телеуты, тубалары, кумандинцы, челканцы или шорцы, которые родились и выросли на этих землях. И здесь прослеживается ещё одна проблема — экзотизация.
Проблема 5

Экзотизация и ксенофобия

Помимо природных красот, туристическую привлекательность Алтая также разыгрывают с такими картами как «место силы», «шаманские обряды».
Турагенты и организаторы различных мероприятий, фестивалей сейчас активно рекламируют и предлагают услуги проведения «шаманского обряда», чем завлекают туристов, падких на «экзотику», которой для них становятся культуры разных народов Алтая.
Их мало интересуют реальные алтайские быт и культура. Туристы жаждут острых ощущений и ищут привычную эстетику, отбрасывая и не принимая непонятные им аспекты, оценивая всё, что видят. Не найдя желаемого, например, шаманов с бубнами, они разочаровываются и остаются недовольны сервисом, что толкает на самостоятельную организацию «шаманских обрядов» и турагентов, и даже некоторых алтайцев, ведущих туристический бизнес. То есть им приходится вставать на путь самоэкзотизации в целях привлечения клиентов.
Для алтайцев непривычно по любому малейшему поводу обращаться к неме билер улус — «знающим» людям. Если говорить конкретно о фигуре кама (шамана) в алтайской культуре, то нужно отметить, что в представлении алтайцев, камлар несут тяжкое бремя своего дара, по пустякам к ним не обращались. Более того, старшее поколение говорит, что даже игравшие роли шаманов актёры и изучающие религию исследователи потом имели тяжёлую жизнь.

Вход в Большую Тавдинскую пещеру. Фото: HiOr, wikipedia.org

Гиды в Тавдинских пещерах (в алтайском произношении их правильнее назвать Талдинские: «тал» — «ива», «талду» — «место, где растут ивы») из года в год рассказывают, что скала якобы называется «скалой неверных жён», куда «тюркский народ заманивал обманом своих жён и сбрасывал со скалы, чтобы проверить их на верность». В этих же пещерах гиды рассказывают о том, что в них, якобы по представлениям алтайцев, живёт «гном по имени Эрлик», которого надо «задабривать конфетами».
Эрлик-бий действительно является одним из божеств в алтайской мифологии, владыкой Нижнего мира. Он фигурирует в различных мифах и в кай-чöрчöктöр (героическом эпосе), но никак не является «гномом».
Также гиды зачастую придумывают переводы алтайских названий ради развлечения туристов. Название известного водопада Учар, расположенного в Чулышманской долине Улаганского района, переводят как «неприступный», мол, алтайцы так назвали его за недоступность, не принимая во внимание, что многие охотники и раньше, и сейчас путешествуют по таким козьим тропам, как, например, до Учара. На самом деле Учар от алтайского «Учар суу»: «учар» переводится как «летящий», а «суу» — это «вода/река». «Учар суу» дословно переводится как «летящая вода», то есть просто — водопад.
Ещё одна насущная проблема, связанная с туристическим бизнесом — он не всегда приносит рабочие места. Так, некоторые владельцы турбаз на Алтае не желают брать на работу местных жителей, потому что считают, что те не смогут создать хороший сервис, к которому «провинция не привыкла».
На популярном курорте, принадлежащем главе «Сбербанка» Герману Грефу, прошёл фестиваль «Сказ Дикий», посвящённый культуре, легендам и сказаниям народов Алтая. Однако ни одного алтайца не пригласили участвовать в качестве спикера на этом фестивале, даже о музыкальных инструментах алтайцев рассказывать пришёл коллектив «Сказ тайги», в то время как есть множество алтайских исполнителей: АлтайКай, Эре-Чуй, Эмил и Радмила Теркишевы, Добрыня Сатин, АлтынТуу, Бай Терек и другие. Все они вполне открыты для сотрудничества и принимают различные предложения.
В августе 2023 года общественный резонанс вызвал отзыв, оставленный туристом для кофейни Camp Coffee, в котором заведение хвалят, ведь «сразу видно, работают русские девчонки», а вот «если бы работали алтайки, все скатилось бы на уровень чебуречной». Примечательно, что Camp Coffee за такой отзыв посетителя поблагодарило и не усмотрело ничего оскорбительного в данной позиции, тем самым поддержав ксенофобию в отношении коренного населения. Хотя заведение расположено в селе Акташ Улаганского района, где проживают как русские, так и алтайцы.

***

Г.И. Чорос-Гуркина «Окрестности Улалы», 1900 г.

Всё это создаёт напряжение между местным населением и туристами, которые, приезжая за красивой природой и шаманами, совсем забывают, что на Алтае живут реальные люди, для которых Алтай не просто красивое место, куда можно приехать отдохнуть, а дом, наша единственная родина.
Сейчас же дороги переполнены туристами, которые забираются даже в самые удалённые от человека уголки Алтая, реки и озёра перекрыты высокими заборами, установленными туристическими базами, и везде остаются тонны мусора. Но больнее всего бьют даже не инфраструктурные неудобства, а неуважение гостей, считающих себя хозяевами и повелителями, имеющими право вести себя как только им заблагорассудится.
Приезжая на Алтай, пожалуйста, помните, что здесь живут его народы, сохранившие свои языки, культуры и религию. Алтай для нас живой и священный, любимый всем сердцем. Алтай не только природа, но и его люди, которые всё это время берегли его, чтобы вы смогли увидеть его таким, какой он есть.
Закончить хотелось бы алтайской пословицей: «Алтайыҥ кичее — алкышту, jериҥ кичее — jедимдÿ».
«Береги свой Алтай — он благословенен, береги свою землю — она благодатна».

15.08.2024

Спасибо, что дочитали до конца!
Понравился текст? Считаете эту тему важной? Тогда поддержите его создателей — айда к нам на Boosty!
хочу помочь Чернозёму
Спасибо,
что дочитали до конца!