Поговорим о высоком...

Поговорим о высоком, очень высоком! (и порой кровожадном)

Пять гигантов из фольклора коренных народов, которые обязаны получить своё воплощение в современной культуре
Знание
18+
Кадр из аниме «Атака титанов» (2013–2023)
Пока игроки в Dark Souls и подобных видеоиграх раз за разом дают бой монструозным боссам, одно из главных аниме десятилетия рассказывает о человекоподобных титанах, а кассовые блокбастеры редко обходятся без битвы гигантских существ — немало великанов остаётся в фольклоре коренных народов и ждут своего часа.
Они могли олицетворять табу в традиционных обществах, быть страшилками, которые учили детей соблюдать меры предосторожности, или служить метафорами для важных и трагических событий в истории народа.
О некоторых из них сохранились лишь небольшие устные предания, записанные в этнографических экспедициях, и нет никаких изображений. Но это лишь усиливает потенциал этих существ сейчас — когда аудитория ждёт интересных видеоигр и анимации в новых для себя сеттингах.
Рассказываем о фольклорных гигантах, которые вполне могли бы стать сегодня персонажами новых произведений.
глава 1

Великаны, которые осушили землю

Кадр из аниме «Атака титанов»‎ (2013-2023). Изображение носит иллюстративный характер

У эвенков есть представление, что землю и человека сотворил божество-создатель Сэвэки. Об этом можно найти множество мифов, которыми полны этнографические сборники. Но существует и иная, более редкая и менее изученная версия этого сюжета.
Согласно ей, Земля изначально была покрыта водой и на неё, чтобы осушить и создать ландшафт, с неба были посланы безголовые великаны дылъя ачир — буквально «не имеющие головы». Также в эвенкийском языке их называют мирэгды («имеющий плечи без головы») и аркарагда («имеющий туловище без головы»).
У великанов есть руки, ноги и туловище. На груди — глаза и чуть ниже рот. Они разумны, могут мыслить, рассуждать и общаться друг с другом. В эвенкийском фольклоре встречаются истории, что великаны спустились из верхнего пространства Угу («Верх»). На земле в то время была одна вода и лишь кое-где торчали верхушки самых высоких скал. На них или в жилищах на сваях над водой мирэгды и поселились.
Их главной задачей, по представлениям эвенков, было осушить океан и устроить поверхность земли — создать реки, озёра, в общем, обустроить всё для жизни будущего человека. По словам эвенков-информантов, посовещавшись между собой, мирэгды решили:
«Мы тут русла рек сделаем, выроем их, чтоб реки образовались. После этого, когда вода в эти русла вырытые соберётся, ведь земля оголится. После этого ведь реки будут постепенно мелеть, земля появляться из-под воды начнёт. Ну вот, русла для очень больших рек, таких как Лена-река, моря делают. Реки когда мелеть начинают, деревья расти начнут, так размыслили. Как в современности золотари делают. Те же сотворённые ими реки своим течением камни вынесли на сушу».

Валентина Ёлдогир из посёлка Чиринда рассказывает эвенкийскую сказку о мирэгды, 2007 год

Безголовые сначала даже стали давать имена всему вокруг, но потом бросили, посчитав, что будущие люди сделают это сами.
Когда работа великанов была завершена, из верхнего пространства Угу стали прибывать гигантские блестящие крылатые муравьи. Внутри них были люди, которые вышли из чудовищных насекомых, как наступила пора (чего конкретно они ждали внутри муравьёв — понять трудно).
«Вот их надо бояться, этих головастых остерегаться нужно», — сказали мирэгды, увидев человека.
Люди, вышедшие из муравьёв, тоже были гигантами и стали жить рядом с безголовыми. Быт у людей и титанов был одинаковым. И те, и другие делали лыжи, ходили на охоту. Но зверя на всех бы не хватило, поэтому в какой-то момент человек и великан стали конкурировать, бояться друг друга.
По эвенкийским преданиям, люди жили с гигантами довольно долго, пока безголовые не покинули землю. Почему и каким образом они ушли, объясняют по-разному. Например, говорят, что мирэгды, завершив свою миссию, возвратились в Угу и стали редко навещать землю. Или, что они обиделись на человека, для жизни которого так много сделали, а взамен ничего не получили, плюнули на всё и улетели на звёздное небо. Млечный путь — это след от их лыж.
глава 2

Гиганты, которых нужно убивать в грудь

Кадр из аниме «Атака титанов»‎ (2013-2023). Изображение носит иллюстративный характер

В мансийских быличках есть «лесной реликтовый великан» — менкв (мēӈкв). Слово не переводится, но есть описывающие его синонимы, например, вōр кāр или вōр хāр («лесное нечто пугающее») и вōр ялы («лес ходит» или «в лесу ходящий»).
Это волосатые человекоподобные существа. У них остроконечная голова и огромный рост. Самые крупные — выше высокого леса. В одной сказке говорится, что глаза у гигантов на макушке и им приходится наклоняться, чтобы что-то увидеть. Туловище «железное», ногти длинные, а на лице нет растительности. У разных особей может быть по несколько голов — и варьируется их число от двух до двенадцати.
  • ежегодник Тобольского губернского музея
    «Осенью 1845 года звѣропромышленники остякъ Фалалей Лыкысовъ и самоѣдъ Обыль убили въ урмане необыкновенное чудовище: поставъ человечѣскiй, рост арш. 3-хъ, глаза – одинъ на лбу, а другой на щѣке, шкура недовольно толстой шерсти, потонѣе собольной, скулы голыя, у рукъ вмѣсто пальцевъ кокти, у ногъ пальцевъ не имѣл, мужеска пола».
Остяки и самоеды — устаревшие и часто обидные названия сразу для нескольких коренных народов Севера, в том числе хантов, ненцев, нганасанов и селькупов.
По сказкам же, менквы обладают огромной силой и властвуют над обитателями леса. Они управляют ветром и луной, оживляют зверей и птиц, убитых охотниками, наказывают тех, кто безжалостно относится к природе. Могут менять свой облик: превращаться в ящерицу, паука, лягушку или маленьких пернатых. Способны уменьшаться до размеров человека или даже младенца. Есть рассказ, в котором три девушки подбирают люльку с ребёнком, а ночью тот обращается в менква и съедает всю их еду.
К людям гиганты относятся по-разному: менквы отличаются друг от друга не только физически, но и по характеру. Есть сюжет, в котором существо делится с человеком едой и просит не бояться его, но предупреждает: остальные сородичи не такие. В другой сказке менкв хватает мужчину, переламывает ему спину и заталкивает в печь, а потом достаёт обугленное тело и целиком съедает. Стоит сказать, большинство встреч человека и гиганта всё же развивалось по второму сценарию.
Когда гигант идёт, слышны звуки тяжёлых шагов, трещат деревья, ломаются сучьи, начинает свистеть ветер. Люди ощущают необъяснимый страх. Контакты с менквами случайны, но их можно спровоцировать, нарушив запреты: посвистеть в лесу, чересчур много хвастаться, чертить понапрасну знаки своего рода. Поступают так по-глупости или ради выживания. Например, заблудившийся охотник может специально вызвать менква, надеясь, что тот окажется добрым и пригласит к костру.

Культовое место манси. Рисунок с фото А.Ф.Палашенкова. Народы Севера Сибири..., 1986 г.

Менквы социальные существа: создают семьи, живут поселениями, занимаются охотой и собирательством, а иногда даже торгуют с людьми. Отдельные племена манси поклонялись им, считая основателями рода. В некоторых сказках гиганты говорят на хантыйском, но, когда обращаются к конкретному человеку, переходят на его родной язык.
Семьи менквов бывают самыми разными. Они могут жить вместе как муж и жена с ребёнком — и просто как три брата или отец с сыновьями. Ещё великаны крадут женщин, и те рожают им детей. Как живётся пленнице среди лесных гигантов — точно не известно, потому что сумевшие сбежать отходят от шока и начинают говорить лишь спустя время, а память у них будто бы стёрта.
В деревне Ясунт (Берёзовский район ХМАО) есть быличка о похищенной женщине, которая, вернувшись, не смогла уже жить с людьми и сбежала обратно в лес. Другую — отправили в психбольницу.
Одолеть гиганта трудно, но возможно. На груди (по другим версиям, между ключицами или в мизинце) у менквов есть кусок человеческого мяса. Если в него выстрелить — великан падёт. Кроме того, эти существа боятся котлов для варки клея, заброшенных берлог и лиц из бересты. В мансийской сказке герой спрятался за берестяной маской, подкрался к группе гигантов и окликнул их: половина менквов разбежалась, другая — погибла на месте.
Живут гиганты триста лет, а после — ждут грозы и ищут кедр. Есть история, как один манси во время сильного дождя спешил под дерево, но ему помешал менкв, который проходил мимо: «Ты, мужичок, туда не ходи, это мой кедр. Триста лет моих истекли, на этот кедр залезу, меня гроза уничтожит».
Во втором сезоне нашего подкаста «У шамана три беды» мы много рассказываем про мансийский посёлок Ушму, который стоит недалеко от горы Чистоп. По преданиям, там живут менквы. Житель Ушмы, манси Валерий Анямов с иронией рассказывает о таёжных гигантах:
  • Валерий Анямов
    лесной инспектор, житель мансийского посёлка Ушма
    «На самом деле нет же доказательств, что они есть. А так вот поживёшь [один в тайге], допустим, хотя бы два месяца — уже начинаешь задумываться, может, они на самом деле есть. А если полгода пожить совсем одному, тогда у любого нормального человека крыша начинает дымить — и там уже всё, что угодно: и менкв может прийти, и летающие тарелки начнут прилетать…».
А манси Галина Бахтиярова из соседнего посёлка вспоминает: «Я же с детства ничего не боюсь. Но всё равно, когда, бывало, заиграюсь, бегу домой — уже темно. И мне страшно, оглядываюсь. Приду домой, мама всегда говорила: “Менкв, менкв в лесу! Ты чего так поздно ходишь? Менкв!”».
глава 3

Великаны, опасные после смерти

Кадр из аниме «Атака титанов»‎ (2013-2023). Изображение носит иллюстративный характер

Однажды Саусэрук (или Сосруко) — один из главных героев нартского эпоса, — переходя через гору Ошхамаф, нашёл останки гигантского существа. Оно было таким громадным, что нарт на коне свободно проехал сквозь его тазовую кость. Рядом лежали скелеты коня и собаки, не уступающие в габаритах.
Саусэрук воскликнул: «Тот, кто оставил эту кость, видимо, был исполинских размеров, увидеть бы его живым. Прошу оживить его, но слепым». Просьбу услышали. Гигант воскрес, схватил рукой целый холм, выдавил сок из него себе в пасть. После чего бросил холм в Саусэрука, но промахнулся и зашатался — под тяжестью своего веса он проваливался под землю.
«Ты попросил Бога и оживил меня. Но ни мне, ни моему коню, ни моей собаке нет уже дела на этой земле. Верни нас туда, откуда ты нас забрал», — и снова пал замертво.
Это был иныж (от «ины» — большой, и «жъы» — пожилой, старый, бывалый, опытный и недобрый, с пренебрежительной окраской). Так адыги называют великанов, которые внешне похожи на людей, но одноглазы, как циклопы, и гораздо выше ростом. В одном предании говорится, что человек не больше их руки. Туловище иныжа густо покрыто волосами и носит по несколько голов. Встречаются великаны с семью головами. Они храпят так, что звери боятся приблизиться: выдыхаемый воздух вихрем уносится в небо. Убить их можно только одним ударом. От второго — они воскресают и головы отрастают заново. Поэтому раненые иныжи обманывают врагов: просят ударить их снова, чтобы воскреснуть.

Кадр из диафильма «Сосруко — сын камня»‎ (1958). Художник В. Бордзиловский

Отношение к иныжам менялось в течение времени. В самых ранних сказаниях адыги считают их первопоселенцами и прародителями нартов. Есть сюжет, в котором нарт Канж привозит в село женщину-иныж Нэбгырэй, чтобы та родила ему сильного сына. Каждого младенца она рожала прямо в огонь, и если он пугался пламени и начинал плакать, то сжигала — из него не мог получиться «настоящий нарт». Богатырь родился только с десятой попытки — младенец Шэуай схватил угли и начал с ними играть.
Гиганты жили по соседству с людьми под большими холмами или в труднодоступных ущельях. Хотя порой говорили, что «земли иныжей расположены на расстоянии пути в один год». Дома великанов отгораживала высокая изгородь, часто без калитки. Или наоборот — с воротами и охранниками (это могли быть, например, львы на привязи). Иныжи сосуществовали с людьми мирно: Саусэрук ел, пил и даже молился с ними за одним столом. А если у нартов и случались конфликты с великанами, те могли осознать ошибки, раскаяться и проявить другие вполне человеческие качества.
Они хранили огонь, и от них Саусэрук принёс его людям. По одной версии, иныжи сами поделились, по другой — пламя он похитил. Историю с кражей фольклористы считают более поздней, потому что мотив воровства культурного блага присущ людям на более позднем этапе развития общества.

Кадр из диафильма «Сосруко — сын камня»‎ (1958). Художник В. Бордзиловский

Дальше, в последующих преданиях, иныжи становятся всё более жестокими и кровожадными людоедами. В сюжете «Шыужей и Шэбатныко» великаны убивают братьев Шыужея и порабощают его мать. Они избивают женщину, а когда богатырь приходит её спасти, они раз за разом побеждают его. Но не убивают, а отпускают — хотят помучить и поиздеваться ещё.
Вообще, для этого они женщин в основном и воруют — чтобы спровоцировать нартов на поединок. В драке иныжам есть что показать: они чудовищно сильны. Купаются в кипятке, ртом могут поймать град стрел и пережевать, им достаточно дунуть на врага, чтобы тот «отлетел на расстояние одного дня». Ранить гиганта может только его собственный меч, но и в нём хитрость — любой, кто возьмётся за оружие голыми руками, погибнет на месте.
Опасность представляет даже убитый иныж. Из его мёртвого тела вылезают три жилы, которые могут перерубить камень. А отрезанная голова великана не сразу отмирает, а ещё долго катится за героем, пытаясь его сожрать или задавить. Саусэрук долго убегал от одной из них, пока голова наконец не выдохлась. Только тогда её получилось оттащить и показать нартам как трофей.
глава 4

Гигант, который любит постарше

Кадр из аниме «Атака титанов»‎ (2013-2023). Изображение носит иллюстративный характер

Представьте, вы идёте по лесу и вдруг попадаете в чьи-то силки. Судорожно пытаетесь выбраться, как где-то неподалёку начинает раздаваться странная песня:
Лилу-лилу,
Эймулаа эт шөлөн,
Пулутпэдиэлэк курулгэ киэльэшмэ,
Лилу-лилу!
Сосны расступаются. На вас выходит огромный старик в кафтане нараспашку. На плечах у него взрослый лось, которого он без труда несёт, закрепив подвязками на своей одежде.
Это Чуульдьии Пулут, в переводе с юкагирского «Мифический Старик» — великан-людоед из Нижнего мира, способный превращаться в разные предметы, например, в камень. Весь смысл его существования — охота на людей. Чем Чуульдьии Пулут с радостью и занимается: расставляет по лесу силки, в которые попадают путники, или прячется подо льдом и ждёт, когда рыбак склонится над прорубью, чтобы схватить его за бороду.
Жертву гигантский старик кладёт в карман и уносит в курул. Курул — это деревянная постройка на сваях (вылитая избушка на курьих ножках), в которой юкагирские охотники хранят пищу. Такой амбар приподнят над землёй, чтобы до припасов не добрались дикие звери. Ещё в прошлом курул использовали для захоронения мёртвых — покойника клали на помост, так как копать могилу в вечной мерзлоте было тяжело, да и тело к тому же не разлагалось. И это факт, который не хочется знать, когда в курул вас несёт Мифический Старик. Ведь в нём он засушит вас и съест. Трапезу великан разделит со своей старухой-женой и детьми — тоже гигантами-людоедами.

Инуитский северный великан Инупасукугьюк. Художника Larry MacDougall | inuitmyths.com. Изображение носит иллюстративный характер — иллюстраций с юкагирским Чуульдьии Пулутом редакция не нашла в открытом доступе (безобразие!)

Рост Чуульдьии Пулута разнится от одного фольклорного сюжета к другому. Вероятно, Мифический Старик может менять размеры в зависимости от того, где находится: в лесу он ростом с деревья, в поле прячется, становясь вровень с травой, когда говорит с человеком — уподобляется его габаритам.
В юкагирской культуре великан олицетворяет собой табу. В одном мифе рассказывается, как в шалаше одиноко жили брат с сестрой и решили заключить между собой брак, чем нарушили запрет и навлекли возмездие. К ним пришёл Чуульдьии Пулут и попытался их съесть, но не вышло. Великана убили и похоронили в ивовом шалаше, в котором Старик неожиданно возродился, но уже в образе прекрасного юноши. Воскреснув, он сказал, что Хозяин Земли (один из высших божеств юкагирского пантеона) всё же признаёт брак между сиротами и прощает влюблённых.
Вообще, у Мифического Старика в фольклоре юкагиров всего три пути: его или убьют, или убьют, но он восстанет юношей, или женится на человеческой женщине и успокоится. Несмотря на чудовищные способности, Мифического Старика легко победить: он глуп и юкагирам не составляет труда его перехитрить и убить, ударив в уязвимое место. У великана оно — между ног.

Инуитский северный великан Инупасукугьюк. Источник: inuitmyths.com. Изображение носит иллюстративный характер — иллюстраций с юкагирским Чуульдьии Пулутом редакция не нашла в открытом доступе (безобразие!)

В одном сюжете Мифический Старик пришёл к старухе, залез на дымоход и спустил до самого очага свой исполинский пенис, намекая, зачем пришёл. Старуха предложила ему пойти «в лучшее место» и увела в лес к лисьей норе. У её отверстия она легла на спину и пригласила людоеда. Он вошёл, но не в женщину, а в нору. Конец же его полового органа вылез на поверхность с другой стороны лисьей норы. В порыве страсти гигант не разобрал, что это такое, принял за живое существо и пустил в него стрелу из лука. Попал сам в себя и помер.
В юкагирском фольклоре есть чёткое разделение на сказки (вымышленные сюжеты) и рассказы (правдивые истории). К какой категории относится Чуульдьии Пулут — сказать трудно. С одной стороны, в самом его имени указывается, что он мифический, сказочный, с другой — Владимир Иохельсон, один из главных исследователей юкагирской культуры, в XIX веке писал, что коренные жители верили в существование гиганта. Просто они считали, что из-за страха быть убитым людьми он стал невидимым и уже в таком виде продолжает нападать на одиноких охотников.
глава 5

Великаны, которые кипятят чай

Кадр из аниме «Атака титанов»‎ (2013-2023). Изображение носит иллюстративный характер

В Тобольском районе Тюменской области, в заболоченных землях села Лайтамак и деревни Ачиры живут заболотные татары. Природные условия не сильно способствовали их контактам с соседями, поэтому считается, что их культура сформировалась изолированно. По крайней мере, можем точно сказать, в фольклоре заболотных татар гиганты необычные: они не пытаются никого сожрать и не выглядят как чудовища.
Жители болот рассказывают про Зәңгер-Мәңгер — братьев-великанов, внешне очень похожих на людей, только ростом около шести метров. Они жили в деревнях среди татар, в обычных человеческих домах. Выделялись только размерами и огромной силой. На реке Изметке есть небольшой водный канал. Его появление объясняют так: однажды братья возвращались с охоты и решили остановиться попить чай. Пока чайник закипал, от нечего делать великаны и прокопали реку.
О прошлом Зәңгер-Мәңгер, как и о том, чем они занимаются, никто точно не знает. «Они с кем-то воевали. Иногда, как говорили старейшины, возвращались они домой израненные. Откуда они пришли, никто не знает», — рассказывает старожил из деревни Иземеть.

Иллюстрация из узбекского народного эпоса о богатыре Алпамыше. Художник Владимир Кайдалов, 1982 г. Изображение носит иллюстративный характер — иллюстраций с Алыпой заболотных татар редакция не нашла в открытом доступе (ещё одно безобразие!)

Но братья-великаны были не единственными. Ещё среди заболотных татар жил богатырь Алыпа. Это был мужчина ростом как сосна (35-40 метров), который в одиночку защищал соплеменников от войск, идущих с севера, сражаясь с ними, отрубая головы и скидывая их в яму.
Победить его удалось только предательством. Когда Алыпа был внутри своего дома в деревне Янгутум, местные жители разобрали у избы лестницу и стали кричать о помощи, чтобы выманить богатыря. Великан выбежал, оступился и сломал ногу. Тут ему нанесли смертельный удар.
По преданию, умирая, Алыпа напутствовал жителей села Лайтамак: когда настанут тяжёлые времена, раскопать его могилу и 12 раз проехать вокруг неё на лошади, чтобы гигант ожил. Но татары не дождались по-настоящему тяжёлых времен, поторопились и оживили Алыпу слишком рано. Воскресший богатырь только произнёс: «Ну, поторопились вы. Теперь меня родит двенадцатилетняя девочка или двухлетний жеребёнок».
В интервью этнографам заболотные татары уверяют, что великаны могли быть вполне реальными. Они, мол, знают место, где стоял дом Алыпы, и лично видели шестиметровые могилы братьев Зәңгер-Мәңгер.

Источники

  • Куек А.С. Магия предсказания в героическом эпосе адыгов (черкесов) "Нарты" // Социально-гуманитарные знания. 2017
  • Буртин Ш. Предпоследние из юкагиров // Русский репортер. 2013. №50 (328).
  • Иохельсон В.И. Материалы по изучению юкагирского языка и фольклора, собранные в Колымском округе. Якутск, 2005.
  • Прокопьева П.Е. О двух циклах в фольклоре лесных юкагиров (вопрос о сохранности и трансформации сюжетов) // Сибирский филологический журнал. 2011. №3.
  • Прокопова М. В. Образ великана в мифологии обских угров и заболотных татар / М. В. Прокопова, Г. Ч. Файзуллина, Е. Н. Ермакова // Научный диалог. — 2021. — № 9. — С. 217—231
  • Дьяконова М.П. Уфологическая версия происхождения Земли в эвенкийском фольклоре // Евразийство и мир. 2021. №1.

03.07.2025

Спасибо, что дочитали до конца!
Понравился текст? Считаете эту тему важной? Тогда поддержите его создателей — айда к нам на Boosty!
хочу помочь Чернозёму
Спасибо,
что дочитали до конца!