«Эрлик-хан повлиял...»

«Эрлик-хан повлиял на мою эзотерическую наклонность в творчестве»

Как художница Баира Буваева продвигает калмыцкую культуру через арт-терапию и таро
Разговор
Элина Гедерим
Иллюстрация: Баира Буваева
Метафорические карты, таро и трансформационные игры большинство связывает с эзотерикой и порой относится к ним скептично. Но калмыцкая художница Баира Буваева считает, что они — отличные инструменты не только для творчества и психоанализа, но и для того, чтобы рассказать о своей национальной культуре широкой аудитории.
Баира создаёт иллюстрации для книг, выпускает карты Таро и руководит детской художественной студией, в которой ученики не столько рисуют, сколько исследуют калмыцкую культуру и учатся представлять её визуально.
Как психоаналитические приёмы и арт-терапия помогают увлечь калмыцкими образами людей по всему миру — Баира рассказала в интервью «Чернозёму».
глава 1

«домашний рисующий ботан»

Баира Буваева. Фото из соцсетей

Расскажите о своём детстве — каким вы были ребёнком? О чём мечтали?
Моё самое яркое воспоминание из детства, связанное с творчеством: я сижу на большой железной горке, с альбомом и фломастерами, которые мне привезли из Монголии друзья моей бабушки, потому что я страшно любила всё время рисовать. Был такой момент: вокруг жизнь кипит, дети бегают, машины едут, а мне четыре года, я сижу на этой горке, и мне пришла такая прекрасная мысль в голову, что, вот, всё — вырасту и буду художницей! С тех пор я и встала на этот путь художника и пошла. Никем я себя в детстве не представляла, всё время рисовала. Тихо, спокойно. Я такой, совершенно не балованный ребёнок была, тихий, домашний ботан рисующий.
Но я очень увлекалась сказками, и на меня очень сильно повлияла книга «Калмыцкие сказки» издательства 1970-х годов, это была одна из моих первых книг. Я вдоль и поперёк её читала. Там был такой синий монстр — Эрлик-хан. Всё ещё помню — он стоял так красиво. И каким-то образом, видимо, он повлиял на мою эзотерическую наклонность в творчестве. Сейчас эта книга у меня на полке стоит.
Я родилась в Калмыкии, и у нас всё очень тесно связано с язычеством. Мне кажется, это в целом очень сильно повлияло на моё становление как художника, ну и, в принципе, как личности. В детстве меня часто водили по всяким бабушкам, которые смотрят людей, и всё это наложило на меня отпечаток, в моём творчестве оно всё как-то аккумулировалось. Мне кажется, что вот это бессознательное и связь с нашим первобытным кодом именно калмыцкого народа — степная жизнь, степной уклад, выживание в диких степях — на меня очень сильно влияет в плане того, что я всё-таки соблюдаю некие наши культурные традиции. Ну, например, уступать дорогу старшим, как у нас принято. Священное отношение к «белой пище», почитание и уважение богов, всех наших национальных праздников.

Иллюстрация: Баира Буваева

По образованию вы педагог изобразительного искусства, но также изучали психологию. Стараетесь ли вы влиять на чувства и эмоции людей через свои иллюстрации?
Думаю, вы знакомы с таким направлением как арт-терапия. Я сделала такое открытие: у меня была взрослая группа, пять взрослых женщин, и я не знала, какой подход к ним найти, чему я могу научить взрослых — они же, по сути, уже всё умеют. Чтобы их немного растрясти для творчества, я решила применить метафорические карты: взяла первые попавшиеся карты Таро и начала с ними на бессознательное влиять, вытаскивать какие-то картинки, образы из головы. И это помогло! Потом я решила попробовать сделать это на детях, тоже повлиять на них метафорическими картами, например, когда у них какой-то затык и не могут придумать, что нарисовать.
На самом деле, очень сильно помогает, хотя сейчас арт-терапию путают с искусством. Мне это не особо сильно нравится. Искусство — это всё-таки как отдельное государство. Но метафорические карты действительно помогают. Анализ, психологическое чтение рисунков — тоже сильно помогают. Можно, например, иногда поймать ребёнка в депрессии и попытаться ему помочь. Даже если они рисуют иллюстрации к калмыцким сказкам. У нас была такая история: девочка рисовала только драконов, причём, таких, очень зубастых и агрессивных. Мы начали разбираться, и оказалось, что её обижают в школе. Психология очень сильно нам, художникам, помогает.
глава 2

«успех любой коллекции — легенда»"

Ученики студии «‎Леонардик»‎ в Элисте. Фото из соцсетей студии

Вы основали детскую студию в Элисте — расскажите, как это происходило. Когда вы решили, что хотите обучать детей рисованию?
Наша студия называется «Леонардик», это мой муж так назвал. Нам в 2025 году 10 лет исполняется. Мне нужна была мастерская, где я могла бы уединиться, но в итоге знакомые начали просить меня привести туда своих детей. Так появилось два ребёнка, потом ещё ребёнок и так далее… В итоге мы с мужем решили — почему бы не открыть уже студию. Но так как мы не располагали финансами, я решила пройти конкурс в Фонде президентских грантов. Подала заявку, мы три раза её выиграли, получили финансирование и вот создали на эти средства студию, спортзал. Получился мини детский клуб.
Сейчас мы с детьми на пике, потому что создаём законченные коллекции, проекты, нас приглашают. Они очень много серьёзной работы делают, уже можно гордиться. Ну, и потом они становятся учениками художественных школ.
С моими учениками мы сделали основной упор именно на национальные ценности — на нашу культуру, традиции, праздники, сказки. Мы создаём сейчас большие проекты, и практически все они основаны на калмыцком. Я поставила себе задачу — рассказать чуть больше через творчество детей о Калмыкии. Благодаря детям, я открыла для себя также, что наша калмыцкая культура — она, на самом деле, настолько богата сказками, пословицами и просто бытовыми ритуалами. Пока я с детьми не начала работать над этими проектами, я как-то особого внимания не обращала, а сейчас мы представляем работы по России, по другим городам, по выставкам, и я ощущаю очень большую гордость за Калмыкию, в целом за нашу культуру. Мне нравится гордо говорить, что я из Калмыкии.

Иллюстрация: Баира Буваева

Смотря на работы детей, можно сказать, что ваша методика обучения — она не столько про то, чтобы передать им какие-то фундаментальные знания, сколько вы обучаете их раскрываться через творчество, любить то, что они делают.
Я даже не рисую с детьми. Мы как делаем: если какой-то проект рисуем, я заставляю детей читать, собирать информацию, потому что у нынешнего поколения это проблема огромная — читать. И вот они читают, собирают референсы, мудборды, и потом мы начинаем работать. Успех любой коллекции — это какая-то легенда самого художника, автора и вообще история проекта. Я им объясняю: придумайте историю, расскажите её без слов на листе так, чтобы вас поняли где-то в другой стране, в которой не говорят на вашем языке. Они дети, они мыслят визуальными образами и понимают это, начинают работать. Конечно, некоторым сложно, но в итоге потом они всё равно как-то раскрываются.
Я завидую новому поколению, на самом деле, что у них столько свободы, много самовыражения. Вот я рассказываю им о современных калмыцких художниках, о молодых художниках. Показываю нашу молодёжь, говорю: смотрите, какие они смелые, они всё-таки набрались храбрости, переступили эту черту и рассказывают свою историю миру. А если они смогли, то и вы сможете. Вот эта фраза очень сильно мотивирует вообще любого человека.

Иллюстрация: Баира Буваева

Какие трудности бывают в вашей преподавательской деятельности?
Однажды, года два назад, я очень сильно выгорела. Именно от детского искусства. Я хотела уйти, совсем. Но потом, зайдя в студию, я увидела, как дети рисуют красоту. Я на это всё посмотрела и подумала: надо взять себя в руки…
И вот, в прошлом году дети рисовали на выставку в Ставрополь рисунки по калмыцким и монгольским легендам, и там все чуть ли не в обморок падали. Так у нас появился проект «Дети степей». Получилось очень здорово. И дети читали калмыцкие сказки и легенды — вот, что было потрясающе. Когда они их прочитали, сказали, что, оказывается, у нас такие красивые сказки. Тридцать детей — они это прочитали, и в них что-то осталось, какие-то семена культуры нашей посеялись.
Чему бы вы могли научиться у своих воспитанников?
Прежде всего, я у детей учусь смелости — у своих учеников, у своего сына. Потому что те дети, которые сейчас в моей жизни присутствуют — они очень смелые. Порой делают то, что я в их возрасте наверняка бы не сделала, в силу стеснительности или в силу не присутствия такого человека рядом, каким для них сейчас являюсь я. Иногда они смелые идеи выдают, благодаря гибкости мышления.
глава 3

«Издатели пустили в мою жизнь шаманизм»

Метафорические «шамански» карты. Иллюстрации: Баира Буваева

Вы создали карты Таро и метафорические карты — расскажите о процессе работы над ними. Что для вас это значило?
Как я уже сказала, всё началось из детства — та же книга с калмыцкими сказками. Этот образ эзотерики, Эрлик-хана, калмыцкого ада — он меня всю жизнь сопровождает, меня эта фольклорная история очень сильно вдохновляет.
Потом начался коронавирус, когда мы сидели очень долго взаперти, и период коронавируса также подтолкнул меня к эзотерике.
Я начала разбирать Таро, читать какие-то научные исследования, много книг прочитала, и так решила нарисовать своё Таро — шаманское. В психологии бессознательное — это лес, место инициации. Чтобы инициироваться, перейти на следующий этап своей личности, нужно уйти в тёмный лес. И я создала Таро, в котором вся жизнь происходит в эзотерическом тёмном лесу. Мои издатели назвали это «Шаманское Таро» и, таким образом, впустили в мою жизнь шаманизм.
По поводу метафорических карт — я просто увидела, что сейчас это очень модно, интересная тема, она меня затронула. А так как я работаю с издательствами, подумал, почему бы не попробовать. Я посмотрела систему Фрейда, почитала Юнга, поняла, что оно всё строится на бессознательном, и начала вытаскивать картинки из своего сознания.
Потом я ушла в NFT, и вся эта эзотерика перекочевала ещё и в мир NFT. Там тоже есть коллекция.

Карта «Иерофант» из колоды «Шаманское Таро». Иллюстрация: Баира Буваева

Вы также отражаете элементы национальной культуры в картах: украшения, накосники шиврлыки?
Да, мне хотелось на всю страну, на весь мир показать красоту калмыцкой культуры. Шиврлык — это просто крышеснос! Калмыцкое серебро — вообще что-то невероятное. Мне хотелось передать калмыцкую традицию, связанную с волосами, прятанием кос в шиврлык, надеванием серебра от демонов. Когда спрашивают, что за украшения у меня в волосах, я рассказываю, что калмыцкие женщины надевали серебро, чтобы отпугивать демонов. Считалось, что распущенные волосы могут быть одержимы демоном, и женщина тогда становилась нервной и истеричной.
Ракушками украшали девочкам волосы, подол платья. Это как сакральный круг — вот почему калмычки носили длинные платья. Землистые цвета в моей стилистике — это степь, золотисто-оранжевый — закат. Это ощущения, которые мне хотелось передать.
К «Шаманскому Таро» скоро выйдет новая колода — «Шаманские артефакты». Это будет метафорическая колода, не Таро, но она будет с посланиями и вся калмыцкая. Например, будет фигурировать образ двурогой змеи. Если черепушка двурогой змеи есть у человека, который смотрит людей, то к нему приходили, ниточки на череп наматывали — у калмыков считалось, что так они сбрасывают свои болезни, плохие мысли на змею. Баранья лопатка, пожелания белой дороги, разливание молока — это всё тоже будет в колоде. Думаю, людям понравится.
Я страшно люблю сказки и легенды и сама пытаюсь построить что-то сказочное. Я сделала так, что у каждого моего проекта есть легенда, какая-то маленькая история, но все они взаимосвязаны. Чтобы люди, которые покупают колоду, это поняли и каждый раз ждали историю, ждали выхода нового проекта, новую легенду.
Процесс создания метафорических карт был для меня процессом познания себя. Я поняла, что тесно связана с языческим. И как раз-таки наша калмыцкая культура — она языческая, связана с поклонением небу и земле, с тенгрианством. Я почувствовала эту связь, и когда рисовала, то представляла перед собой степь, запах полыни и огромное звёздное небо — такое нескончаемое, бездонное и очень свободное. Хотелось в картах своих передать это ощущение свободы, чтобы человек, когда вытаскивал карту, думал: «Я смогу, у меня всё получится».

Карта «Мир» из колоды «Шаманское Таро». Иллюстрация: Баира Буваева

Над каким проектом вы работаете сейчас?
Сейчас большую часть моего творчества занимает тема шаманизма. Я разработала макет трансформационной психологической игры шаманской. Просто у меня колоды и колоды, набор картинок — мне стало немного скучно. Думаю, они должны как-то работать. И тут я узнала, буквально месяц назад, о трансформационных играх, а это, по сути, настолки. Я думала, как сделать так, чтобы была шаманская игра. Вот как у калмыков выглядит шаманизм? Пришёл к бабке, которая знахарка какая-то, она на тебя пошептала, поплевала и, говорит, всё, иди, ты выздоровел. В общем, я придумала легенду, что на краю земли живёт шаманка с чёрным волком. Игроки к ней приходят что-то спросить про свою жизнь, как им с чем справиться, и она их ведёт по шаманскому пути. Говорит — пойдём со мной, может, ты этот путь пройдёшь и что-то новое узнаешь.
Вот я крутила-вертела три недели, в итоге сделала эту игру, макет отправила редактору. И на днях думаю сделать тестовую игру. В общем, вкратце, такая настольная игра по мотивам шаманизма с использованием моих колод! Там кибитка калмыцкая, волк. А почему волк? Я прочитала легенду про Бортэ-Чино. Прекрасная легенда! Великий Волк — Бортэ-Чино — главный повелитель всех кочевников, влюбился в прекрасную лань Гоа-Марал. И они вместе переплыли море Тенгиз и поселились в великих степях. Так появились степные кочевники, так появились монголы, в принципе, и мы появились. Это вкратце, но на самом деле там очень красиво. Почитайте.
Когда я легенду прочитала — волк, девушка — это же всё очень романтично, да и как раз про степняков, потрясающе! А вот у нас же ещё есть Ики-Чоносы — рода, которые с волками связаны, и они, кстати, искренне верят, что произошли от них, от волков.
Мне эта романтичная история очень понравилась, и вот эти два персонажа — шаманка и волк — как-то идут со мной последние три-четыре года.
Сама легенда не легла в основу игры, я просто взяла двух персонажей и придумала свою историю. Там шаманка без возраста, она с волком живёт на краю земли, среди миров, и игроки приходят к ней, она знает все тайны вселенной. Не подсказывает им ответ на вопрос, а ведёт по шаманскому пути. Они садятся в шаманский круг и происходит погружение, как в транс. Они проходят этот путь и находят ответы на свои вопросы — типа как психологическая консультация, но в игре.
глава 4

«солнце в банках»

Иллюстрация: Баира Буваева

Бывают ли у вас творческие кризисы? Как вы с ними справляетесь?
Да, обязательно бывают. Периодически, раза три-четыре в год точно. Я себя спасаю книгами. Всякими разными. Всё, что попадается.
В процессе чтения вы восстанавливаетесь?
Когда читаю, у меня перед глазами, в голове, начинают появляться образы, картинки, и потихоньку складываются в какой-то единый мир. Я начинаю с этой книгой проживать другую, новую жизнь. Вот моя жизнь, где я «никчёмный творец» и у меня депрессняк — она как-то отходит на второй план, теперь у меня другая — яркая, красивая книжная жизнь. И ты уже приходишь в себя, наполняешься и с этими накопленными ресурсами возвращаешься уже в свою жизнь, начинаешь играть новую роль, новую реальность себе создавать. Говорят же — жизнь игра. К сорока годам я поняла, что да, действительно, можно играть.
А есть фильмы или мультфильмы, которые вас вдохновляют?
Ой, я люблю «Могилу светлячков». «Тоторо» — мой самый любимый фильм. «Клинок, рассекающий демонов»… У меня даже футболка есть такая, я в ней хожу постоянно, дети мне говорят: «О, ты своя в доску!».
Советский мультик мне прям очень сильно нравится «Золотая антилопа». Он такой завораживающий, я в детстве замирала, а потом поняла, почему — там такая палитра потрясающая, рисовка плавная. Потом уже во взрослом возрасте пересматривала — это грандиозная работа!
Ну и «Винни-Пух», естественно. Это что-то с чем-то, непревзойдённый шедевр. Казалось бы, три мультика создали такую легенду. Советская иллюстрация — верх творческого мастерства. Мне кажется, уже повторить невозможно. Потому что те, кто учили — они уже ушли, а мы так явно не сможем.

Иллюстрации: Баира Буваева

Были ли в вашей практике зарубежные проекты?
Да, иллюстрировала сказку для девушки из Австралии, работала с агентством в Германии. Мне нравится, на самом деле, работать с иностранцами. Я получила много советов и взгляд со стороны другой культуры — на нашу культуру. Когда они узнали о Калмыкии, то интересовались — где это, что это. На моих NFT-иллюстрациях была нарисована трава, и своим зарубежным заказчикам я сказала, что это такая магическая трава-полынь из Калмыкии, что она и от болезней, и от всего на свете помогает. Меня просили её потом отправить вместе с иллюстрациями за границу.
А бывает ли, что вдохновение приходит к вам из совершенно неожиданных вещей?
Часто бывает, иногда это очень сильно мешает. У меня была такая чудесная история. Значит, я каждое лето варю варенье из абрикосов. И вот я однажды стою такая довольная, закручиваю варенье в банки и тут смотрю — у меня в банках солнышко. Я думаю: «Боже мой! Я же не абрикосы закручиваю в варенье, а солнце в банках». Я как раз в это время рисовала Таро шаманское, и с таким впечатлением в какую-то карту воткнула солнце, помню, такой красивый жёлтый цвет солнечный. И в моём Таро появился этот жёлтый солнечный цвет, хотя я вообще не планировала — думала, будет такой тёмный с оранжевым. Абрикосы вдохновили!
Ещё что меня вдохновляет, знаете, ходят такие бабуленьки — божьи одуванчики. Такие старые, с авоськами, дедульки прикольные. Прям очень хочется нарисовать серию каких-то скетчей. Просто потрясающе, когда их вижу, я прям в таком восторге. Я как будто оказываюсь в старом советском мультике. Как «Цветик-семицветик», например. Идёшь и думаешь: какая же у этого человека история. Хочется нарисовать историю какого-нибудь милого дедуси. Или бабуси, да. Целая книжка получится.
глава 5

«Черта, которую сложно перейти»

Иллюстрация: Баира Буваева

Что бы вы посоветовали тем, кто тоже хочет заниматься искусством?
Я однажды потратила целый год на своё портфолио на Behance. Просто отказалась от заказов, от всего — приводила портфолио в порядок. Целый год собирала, и в итоге оно так выстрелило на следующий год, что я не пожалела, что столько времени потратила. Теперь у меня такое красивое портфолио, там всё работает, оно кликабельное, люди на него заходят, смотрят, бывают заказы.
В этой индустрии, я могу сказать, успех приходит, когда у работ есть лор, есть объединяющая история. Я это поняла, когда в NFT пришла. Я посоветовала бы также быть смелыми. Всегда у человека есть черта, которую сложно перейти, и большая часть человечества остаётся за этой чертой, потому что страшно. Но лучше взять себя в руки и перешагнуть, чтобы не жалеть никогда.

12.06.2025

Спасибо, что дочитали до конца!
Понравился текст? Считаете эту тему важной? Тогда поддержите его создателей — айда к нам на Boosty!
хочу помочь Чернозёму
Спасибо,что дочитали до конца!