Как будто в тебя...

«Как будто в тебя файербол кидают: “Нет моН и всё”»

Интервью с Радифом Кашаповым создателем фильма о самом загадочном слове в татарской культуре
Разговор
Владислава Куз
Кадр из фильма «Моң. Аңлатма»
В июне журналист, музыкант и участник независимого лейбла Yummy Music Радиф Кашапов из Республики Татарстан представил новый документальный фильм «Моң. Аңлатма» («Моң. Объяснение»).
В нём он исследует загадочное и неуловимое татарское понятие «моң». Толковый словарь татарского языка даёт несколько его определений: горе и печаль, душевное состояние, мелодия, совокупность переживаний. Рассуждая об искусстве и не только, татары говорят: «В этом есть моң» или «Моң здесь нет». Но означает ли это, что всё хорошо? Или что — плохо?..
О том, как упрёки, что в современной музыке «нет моң», сначала злили, а потом вдохновили на фильм-исследование — Радиф рассказывает в интервью «Чернозёму».

Тизер документального фильма «Моң. Аңлатма»

Как у вас родилась идея фильма и как вы её объясняли, когда искали средства на реализацию проекта?
Очень сильное слово «моң», непереводимое на другие языки. Вообще невозможно объяснить. Моң — это моң. Я подумал, интересно было бы им заняться. В Национальной библиотеке Татарстана есть театральная площадка, которая называется «Моң», и на ней идёт спектакль, в котором в таком ситком-формате персонажи пытаются объяснить это слово, и лично мне было интересно.
Когда я представлял идею будущего фильма в Министерстве культуры Татарстана, я объяснял, что понимаю моң как музыкальное понятие, которое разберу с разных точек зрения. Про моң есть кандидатская диссертация по филологии, поэтому я предполагал, что у меня будет эксперт, который разберёт слово с точки зрения семантики. Ещё историки, музыковеды, поэты. Плюс я же всё равно сам гуглил и изучал. Понял, что моң в его нынешнем магическом значении не особо встречается в XIX веке. Это феномен XX века, в некотором смысле бренд.
Кажется, что это слово всегда существовало, но, возможно, на самом деле оно появилось совсем не так давно. Моң — слово, которое разделяет моё поколение и поколение моих родителей [Радифу 42 года — прим. «‎Чернозёма»]. Они говорят: «Вот в ваших песнях нет моң, а раньше было хорошо». Меня сильно это раздражало.

Кадр из фильма «Моң. Аңлатма»

И всё же, что для вас моң?
Я туристам объясняю, когда их вожу [Радиф проводит групповые экскурсии по историческим местам Казани — прим. «‎Чернозёма»], что у нас есть понятие «моң» — это одновременно и радость, и печаль, зачастую оно связано с каким-то воспоминанием. В старых песнях есть моң. Вы слышите песню, которую слушали в 18 лет, когда у вас была первая любовь, а прошло уже лет 15. С одной стороны — приятное чувство, а с другой — время ушло. Смесь таких ощущений я и называю моң.
Тяжело вспомнить, когда я впервые столкнулся с ним. В нашу культуру оно настолько внедрено, что как будто изначально существует в тебе. Помню только, как меня раздражало, когда выступаешь на каком-нибудь конкурсе песенном, а тебе говорят: «Поёшь без моң». А что это значит?! Пояснить никто не может. Как будто в видеоигре в тебя файербол кидают: «Нет моң и всё, я так чувствую».

Радиф Кашапов. Фото из соцсетей документалиста.

Как вы выбирали героев-экспертов для своего фильма?
Сложность в том, что в эту тему можно зарыться глубоко, и будет уже не фильм, а диссертация. В какой-то момент я решил остановиться. Я общался с ректором Казанской консерватории Вадимом Робертовичем Дулат-Алеевым. И он останавливал меня, говорил, что слишком глубоко копаю, а чем дальше, тем больше начинает возникать противоречий.
Когда я писал план фильма, видел, что в картине должны быть разные подходы. Слово «моң» как слово — должны быть филологи и литературоведы. Потом поэтическое: у нас в поэзии моң часто используется, соответственно, должен быть поэт. Затем — историки, которые изучали историю литературы и повседневности. Ну и, понятно, нужны были музыковеды. Я общался с разными: кто изучает музыку дореволюционную, кто народную, кто изучает советский период. Сравнивал их ответы.
Плюс у меня были певцы. Однажды я снимал фильм, там участвовала Талия Хафиз на тему узун-кюй (озын көй) — протяжных напевов. Но понял, что певцы все говорят одно и то же, и мне для представительности надо не просто певцов, а учителей. Поэтому я обращался к преподавателям, которые и сами поют, и людей обучают. На этом вроде всё, то есть в фильме около 18 человек.
Ещё меня интересовало, есть ли похожее понятие у других народов. Взял своего друга Сугдэра Лудупа, он тывинец, поёт на тывинском. Мастер горлового пения, но внедрён в наш круг, знает, что такое моң. Я попросил его на тывинском поразмышлять о моң в Тыве. Он ответил: «Понятие печали существует, но я понимаю, что это не совсем печаль, но что-то такое чувствую, когда пою».
Мне сказали спасибо за то, что я всем этим людям дал возможность поговорить на важную тему. Зачастую людей старшего возраста заставляют рассказывать только воспоминания, как будто они сейчас сами никакой ценности не несут и у них уже нет информации, кроме летописной. А я с ними говорил как с экспертами сегодняшнего дня — я их правда уважаю, читаю их книги.

Тывинский музыкант Сугдэр Лудуп исполняет песню «Чавыдак».

Ваш фильм почти полностью состоит из размышлений разных людей о значении «моң». Как вы строили визуальное повествование?
Мы сделали много съёмок с певцами, при этом я никогда не говорил, что этот певец поёт моңлы (моң есть), а этот поёт моңсыз (моң нет). У меня есть несколько моментов, когда поются одни и те же песни разными людьми, в разное время — и от этого разные ощущения.
У нас были архивные съёмки: спикеры в фильме называли конкретные песни и потом показывались кадры с их исполнением. Я старался, чтобы не было очень рваного монтажа — фильм надо смотреть спокойно, не отвлекаясь.
Начинается фильм с трёхминутного пения. Девушка стоит и поёт. Понятно, в какое состояние нужно погрузиться. Один из героев говорит, что для него ощущение моң связано с рассказом Әмирхан Еники (Амирхана Еникеева) «Кем җырлады?» («Кто пел?») — там поют песню «Сарман». И в конце, на титрах, эта песня полностью идёт, её архивность рождает такое ощущение… Я даже подумал стилизовать запись под архивную, как будто давно было — тогда возникают одни ощущения. Если сказать, что только что снято, то уже другие эмоции вызывает.
У нас ещё есть такой кусочек, где танцор Нурбек Батулла пытается танцевать моң, мы это добавили для разрядки. Моң нельзя станцевать на самом деле. Он пытался — не получилось, ещё раз попробовал — не получилось. Ну и в третий раз не получилось.
Трактовка моң какого эксперта отзывается в вас сильнее всего? Как вообще работа над фильмом повлияла на ваше личное восприятие этого слова?
Для меня решилась проблема, почему в новой музыке как будто этого ощущения нет — вся моң музыка старая. Поэтесса Йолдыз Миңнуллина объяснила, что есть понятие ностальгии. Музыка не важна сама по себе, она важна в связи со слушателем. То есть важно не только то, что звучит, но и тот, кто слушает. Ответственность перекладывается на слушателя. Если человек не слышит в песне моң, то, наверное, и нормально. Очень важная тема была, что нельзя это явление приписывать всей татарской музыке. Есть такмаки, частушки, они весёлые, у них другое ощущение. Для меня важно, чтобы это было обговорено.

Поэтесса Йолдыз Миңнуллина. Кадр из фильма «Моң. Аңлатма».

Какое место, на ваш взгляд, моң занимает в современной татарской культуре?
Сложный вопрос. Говорят, что меньше места занимает, но, возможно, эпоха такая. Я считаю, что не надо моң сакрализировать. Думать, что вот мы его потеряем и всё, хана нам! Мне кажется, моң — это сейчас такое сценическое явление, не знаю даже, с чем сравнить. Народное творчество, которое прошло проверку временем и является высшей точкой искусства. Например, исполнение озын көй, длинных долгих напевов — артист подготовленный выходит, поёт, и все такие: «Да, вот это что-то случилось».
И раньше-то моң не был прямо везде-везде. Я же слушал музыку в записи, начало XX века, там очень много весёлых городских песен, попсы.
Что ещё посоветуете посмотреть о татарской культуре?
Я же в группе qaynar играю, она снималась в фильме «Звуковой ландшафт» — мне вот очень понравилось. Это 10 фильмов: часть снималась на Северном Кавказе, часть на Алтае, часть в наших городах в Республике Татарстан. В каждой серии есть какая-то группа и рассказывается, что вокруг неё происходит. Попытка осмыслить место музыканта и музыку, которую он играет.

Сериал «Звуковой ландшафт». Эпизод 9. qaynar: Это тебе открытка на память.

Затем есть фильм «Война непрощённых». Он про то, как во Вторую мировую татар брали в плен и пытались сделать из них батальоны воюющих против СССР. Они не поддавались, вели подпольную работу, самый известный татарин в их среде — это Муса Джалиль. Я этот фильм смотрел и дико рыдал. Подумал, что документальное кино про Татарстан — это очень круто! Его режиссёр умер недавно, достаточно внезапно. У меня два плюс два и сложились, понял, что если бы не этот фильм, я бы документалистикой не стал заниматься.
Очень не хватает фильмов про осмысление культуры. Вот Булат Минкин, режиссёр и драматург, будет снимать фильм про народные инструменты. Мой приятель Айдар Гайнуллин — известен как басист группы Harajiev Smokes Virginia! — снимает фильм про две татарские семьи, одну городскую, одну сельскую. Семьи уже нашёл, процесс идёт, он этой идеей горит. Надеюсь, всё получится.

30.08.2024

Спасибо, что дочитали до конца!
Понравился текст? Считаете эту тему важной? Тогда поддержите его создателей — айда к нам на Boosty!
хочу помочь Чернозёму
Спасибо,
что дочитали до конца!