Основатель Tundra

«Как мы сами видим и что думаем про муНха, так всё и показали»

Как принести опыт Disney в мультфильмы саха рассказывает основатель якутской студии 3D-анимации Tundra Александр Моруо
Разговор
Якутскую студию 3D-анимации Tundra основал художник и аниматор Александр Моруо из Республики Саха. Идея проекта пришла после того, как он поработал на канале «Disney Россия» и переехал в Новую Зеландию — набираться опыта в кино и анимации.
Почему, будучи в Окленде, моушн-дизайнер решил создать видеоарт о языке саха, а затем шаг за шагом организовал собственную студию анимации с мультфильмами о якутской зиме — Александр Моруо, теперь уже креативный директор Tundra, рассказывает в интервью «Чернозёму».
глава 1

Первые шаги в анимации

Александр Моруо. Фото из его личного архива

Расскажи, как ты впервые познакомился с анимацией?
В школе. В 12 лет я начал ходить в детскую анимационную студию у нас в деревне. Был Дом культуры, именно якутской, и там появилась анимационная студия. В школу пришли набирать людей, и, когда я услышал про анимацию, поднял сразу обе руки. С пятого или шестого класса и до 11-го туда ходил.
Мы делали кукольные мультфильмы, стоп-моушн и перекладкой занимались. Снимали на древнюю камеру, фреймрейт был один кадр в секунду: на записи все очень медленно, как роботы, двигались. Тогда я впервые узнал, как производятся мультфильмы. Мы написали сценарий про здоровый образ жизни и сделали по нему бумажный мультфильм. Придумали своих героев, тему, сюжет. Вплоть до озвучки всё делали сами.
Анимационную студию сделали два преподавателя, горящие идеей. Девушка и парень. Я не знаю точно, сколько им было тогда лет, но довольно молодые. В основном самоучки. Преподаватель Григорий Егорович делал рисованную покадровую анимацию типа «Петровича». В 2000-е по телевидению показывали мультфильм «Петрович», и Григорий Егорович в такой же стилистике делал собственный хобби-проект. Было очень интересно наблюдать, что взрослые люди тоже какие-то свои креативные проекты делают, помимо работы.

Концепт-арты ледяных скульптур. Иллюстрация: Маргарита Каженкина

А как твои сверстники относились к таким увлечениям: художка, анимация?
Я один ходил в студию до последнего. В школе особо не было творческих ребят, потому что у нас гимназия была — там либо политех, либо гуманитарий, только два вида людей. Я на самом деле по олимпиаде после 11 класса поступил на химика. Должен был пойти в Питер учиться. Но в последний момент решил в творческую профессию подаваться.
Мама видела, что я с детства рисую целыми днями. Она была бухгалтером и мне стопки бумаг приносила с работы. Я мог бесконечно рисовать. И из-за того, что она была бухгалтер, может, хотела, наоборот, более творческой профессии мне. Она посоветовала пойти всё-таки в творчество, я сразу согласился. Вместо Питера поехал в Якутск в Институт современного искусства. У нас не было таких направлений как мультипликация, анимация, и я отучился на дизайнера.
Уже студентом был на хороших работах в «СахаИнтернет», Sinet. В InDrive — это как Uber, очень большая компания родом из Якутска. Они сначала пропустили моё портфолио, а когда я был уже в другом агентстве, их владелец Арсен Томский увидел и переманил меня к себе.
Тогда же я понял, что Якутск довольно-таки маленький, творчески реализовываться там очень сложно. Поехал в Москву, где было больше возможностей. Больше узнал про моушн-дизайн, про 3D-графику. Поступил в Scream School в Artplay. Очень хотел туда попасть, узнал про это место — классный креативный кластер, где такие же креативные люди, как я. И там я немножко поменял вектор: из графического веб-дизайна перешёл больше на 3D-анимацию, компьютерную графику.
Где тогда была твоя работа мечты?
Наверное, хотел работать в студии Артемия Лебедева, что-то типа такого, стать иллюстратором. Рисовал много, но понял, что иллюстратор — довольно сложная работа. Мне нравится рисовать, но не настолько, чтобы делать из этого работу.
Я сперва начал работать в компании CINEMOTION. У нас была киношкола и газета про кино и новости, всякие медиа. Организовывали Q&A с режиссёрами, которые приезжали в Россию, было очень интересно. И после этого устроился на телеканал «Disney Россия». Проработал три года, и там понял ценность того, как анимация, сторителлинг, маркетинг работают вместе. Насколько бренд Disney, даже его филиал в России, имел большую ценность. Все, кто слышали про моё место работы, сразу говорили: «Вау, Disney!». Даже если бы я работал там уборщиком, всё равно было бы круто, потому что это Disney. Это на меня повлияло — стал мыслить шире в плане работы. Понял, что моя профессия востребованная, я могу, в принципе, куда-то поехать за границу и найти работу. Тогда я поехал в Новую Зеландию.

Кадр мультфильма «‎Бык Холода» от студии Tundra

Кем ты в тот момент работал в Disney?
Сначала устраивался как веб-дизайнер, но потом переквалифицировался на моушн-дизайнера и стал ведущим моушн-дизайнером. У меня скиллы были в 3D, потому что учился на дизайнера, где делал 3D интерьеры. Из-за скиллов мне начали давать подобные задачи. Понял, что мне очень интересно, это прямо моё.
Почему решил переехать в Новую Зеландию?
Показалось, что я достиг лимита в своём карьерном росте, надо было развиваться в какую-то другую сторону. И задал себе челлендж — переехать в другую страну, найти там работу.
После института я хотел набраться больше интересного опыта, который действительно понадобился бы мне. Знал, что сидя на одном месте, ничему не научусь. В то время я не так сильно делал фокус на какие-то деньги, больше смотрел, как я могу вложиться в себя, в своё творчество, чтобы потом делать проекты, которые мне действительно интересны.
Тебе было неважно, каким именно продуктом заниматься? Видеоигрой, сериалом, мультфильмом?
Да, главное — творческий процесс. Не помню такого, чтобы я сидел без какого-то проекта. Всегда делал либо коллаборации, либо музыкальные клипы. Это, наверное, моя среда, в которой я хочу быть не только из-за работы, но и как хобби тоже.
глава 2

Переезд в Новую Зеландию

Кадр из мультфильма «‎Муҥха»‎ от студии Tundra

И вот ты в Новой Зеландии. Не самый очевидный выбор страны для переезда из России. Как так вышло?
Мне показалось, что в Новой Зеландии прям идеальный климат.
Для жителя Якутии?..
Да! Нет зимы, не сильно жарко, я жару вообще не могу переносить. Такой очень хороший, умеренный климат. С политической точки зрения тоже — после 2014-го я начал задумываться о переезде. Были первые санкции, в Москве прям чувствовались колебания политические. Если бы я жил в Якутске, я бы этого не почувствовал, потому что в Якутии мы как будто всё время думаем — мы далеко и нас ничего не касается. Как будто сидим, оттуда смотрим, что происходит в мире. Мне захотелось в более политически стабильную страну, нейтральную. Новая Зеландия очень нейтральная. Далеко отовсюду. И англоговорящая. И уровень кино и компьютерной графики тут очень высокий. Тут очень много производят хороших новозеландских и международных фильмов. Половина компьютерной графики для Голливуда делается здесь, в Новой Зеландии.
А тебя не подкупило в выборе страны ещё и то, что в Новой Зеландии живут маори, есть очень развитое сообщество коренных жителей?
Я больше переезжал в Новую Зеландию, чем к маори. Их культурой я проникся уже на месте. То, как они трансформировали свою культуру в современном видении — это прямо очень круто, что они делают, как у них развиты все виды искусства, супер!
Я правильно понимаю, что ты сам, когда работал в Москве, никаких проектов на основе культуры саха не создавал? Когда у тебя появилось желание добавить национальные темы в творчество?
Наверное, я начал думать об этом уже в Новой Зеландии. Видел другие культуры, и представление о своей немножко начинало вырисовываться. На контрасте становится лучше видно. Ещё я заскучал по родине. Я тогда акварелью рисовал и постоянно изображал якутские мотивы.
У меня есть подруга, я сделал иллюстрации к её якутским рассказам. Мне хотелось больше руками делать, чем в компьютере. Был такой момент — я не видел ценности в своей работе. Всё делаю на компьютере, и это не физическое. Хотелось физическое, имеющее ценность. Но потом я по-другому стал смотреть. Если хочу творчески развиваться, я должен применять свои сильные стороны. Всё-таки компьютер — это моя сильная сторона.

Кадр из мультфильма «Бык Холода»‎ от студии Tundra

А как ты нашёл работу в Новой Зеландии? У тебя уже были какие-то договорённости, предложения?
Да, я как-то это… Наверное, должен был серьёзно к этому подойти. Но я приехал, пару резюме отправил, ходил, ходил, а потом узнал, что существует студия новозеландская, и там работает известный моушн дизайнер Рич Носворти (Rich Nosworthy), работы которого я боготворил, когда учился в Scream School. И меня зацепила эта студия. Я написал им, сходил на собеседование. До сих пор там работаю. Я чаще всего плыву по течению.
Чем теперь занимаешься в этой студии?
Я сейчас работаю там как арт-директор и 3D-дженералист. Изначально это была небольшая студия с маленькими проектами, которая занималась только рекламой, но со временем мы превратили студию в одну из топовых в Новой Зеландии, работаем в больших кинопродакшнах Universal, Netflix, Paramount. Сейчас работаем над фильмом M3gan 2.0, в первой части которого мы тоже принимали ключевое участие. У нас очень разношерстная команда. Есть люди из Бразилии, из Тайваня, из Нидерландов, из Израиля. Окленд, где мы находимся, очень многонациональный.
Тебе было важно рассказать им, что ты саха?
Не то чтобы важно, просто это часть меня, о которой я рассказываю иногда. Мы часто сравниваем наши культуры.
Ещё до Tundra я начал один делать проекты для объединения «Культура Якутии». Мы сделали с музыкантами и поэтессой проект «ҺӨҔҮҤ» — видео в поддержку нашего языка. Это было начало пути. Я обрёл себя как художника с тематикой коренных народов. И дальше с проектами Tundra чувство усилилось — это моя работа, моя вторая миссия.

Видеоарт «ҺӨҔҮҤ. Анимация: Александр Моруо

В общем, я сделал видео-арт, и появилась статья про меня, мой творческий путь. Люди заинтересовались, у меня в соцсетях увеличилось количество подписчиков в несколько раз. Я понял, что тема не только мне интересная, но у других тоже откликается. Хотелось дальше продвигать нашу айдентику, копать, как мы можем самовыражаться, гордиться своей культурой.
Я решил, было бы хорошо сделать какое-то объединение, студию. Написал своё видение студии, сделал сайт. И тогда люди начали подтягиваться к проекту.
глава 3

С чего началась студия Tundra

Эскиз для мультфильма «‎Муҥха»‎ от студии Tundra

С чего началась студия Tundra?
Написал Роме, он работает финансовым директором. Я больше творческий человек и мне нужна помощь с документацией, финансами. Нужен человек, который понимает, как решать организационные моменты. Я начал собирать команду из людей со скиллами, которых у меня не было, где были слабые места.
Рома заинтересовался, двумя руками «за» был. Мы начали с юридической части. Стали набирать людей, и в то же время возникла идея, что мы должны делать свои оригинальные проекты. Не должны работать на другие культуры, западные — хотелось делать что-то своё.
И всё же первым делом вы стали решать юридические вопросы?
Да, хотелось, чтобы студия была официальная. С самого начала по-правильному организоваться, чтобы команда не расползлась. Я ещё думал, если у студии сразу будет финансист, мы будем лучше понимать по сметам проектов, сколько у нас расходов. Мне кажется, для начинающей студии это очень важно — понимать, сколько мы тратим, какие наши возможности.

Разработка персонажа главного героя для мультфильма «Бых Холода» от студии Tundra

Как у студии появились деньги на первое время?
Конечно, я вкладывался в студию, у меня были накопления и простые проекты, с которых бюджет студии складывался. Но мы хотели меньше заниматься коммерческими проектами и больше творческими, поэтому использовали все возможности податься на гранты. В сентябре 2022 года мы начали работу, а в октябре-ноябре получили грант от Sinet Spark [благотворительный фонд из Якутии — прим. «‎Чернозёма»]. Они нам дали 2,5 миллиона. Это было очень круто, я даже представить не мог, что люди могут дать на проект столько!
Что вы указали в заявке? У вас уже была идея первого мультфильма?
В августе, ещё до официального открытия студии, у нас уже был сценарий. В какой-то момент я понял: чтобы мы начали работу, нам нужен сценарий мультфильма. Я написал свой первый сценарий — отправил его коллеге из Disney Юлии Синельниковой. Она шеф-редактором тогда работала в Disney. И подругам отправил. Одна подруга сказала, что очень длинный мультфильм будет, не заинтересовалась. А Юле очень понравилось, и мы начали с ней редактировать, созваниваться. В итоге родился первый сценарий.
Это был сценарий «Тымныы Оҕуһа» («Быка Холода»), да?
Да, «Быка Холода». Я думал, какая история лучше расскажет про нас? Мы хотели показать свою национальную айдентику, что нас делает уникальными. Если бы мы сделали какой-то мультфильм на западную аудиторию, наверное, получилось бы что-то непонятное и все забыли бы про нас. Но хотелось именно то, что отличает. Оригинальную историю, современную и реалистичную, чтобы люди могли почувствовать связь. История должна была быть аутентичной, интересной и детям, и взрослым.
Я решил, что про зиму — это про нас. У меня были требования, чтобы мультфильм был кинофестивального формата и в то же время рассказывал про нас, было интересно смотреть нам самим. Мы в первую очередь для себя делали мультфильм.

Кадр из мультфильма «‎Бык Холода»‎ от студии Tundra

Как ты искал людей в команду для этого проекта?
Через Instagram*. В Якутии он очень популярен. Мы даже объявлений не публиковали ни на сайтах, ни в Telegram, ни в ВКонтакте. Просто на Instagram* студии начали подписываться люди — интересное, что-то новое. Тогда ещё две крупные якутские IT-компании ушли, многие релоцировались. Людям было страшновато: других проектов не было, где они хотели бы работать. И тут появляется Tundra. Мы через Instagram* стали людям писать.
[* — Instagram принадлежит запрещённой в России Meta]
По каким критериям ты отбирал художников, моушн-дизайнеров, аниматоров в Tundra?
Один из самых важных критериев — человек сам хочет делать что-то, какие-то проекты, изучает ресурсы. Сразу видно людей, которым интересно. У нас же такая работа — тут сразу видно, какой у кого уровень.
На что ты смотришь, когда определяешь уровень?
Сперва смотрю на шоурил — сборку видеороликов, работ. Потом, на каких проектах человек работал. И на качество картинки — это самое важное.
Ещё мне важно, как подают информацию. Если, например, мне отправят шоурил в PowerPoint, наверное, я не буду смотреть. Хорошо, когда всё собрано, видно, что у человека стройное мышление. Если всё разбросано, работа такая же будет: проекты, папки на его рабочем столе также разбросаны.
В сентябре 2022-го ты собрал первую команду. Они до сих пор работают в студии?
Мы начинали как шесть человек, потом ещё несколько человек присоединились. К концу первого мультфильма студия уже образовалась, как она есть. Сейчас ещё добавились стажёры и новые сотрудники.

Кадр из мультфильма «‎Бык Холода»‎ от студии Tundra

Вот вы написали сценарий, собрали команду. Как выстраивали работу дальше?
Все в основном в Якутске находились, работали из дома, не было офиса тогда. Ребята начали собираться у одного парня просто дома — там три аниматора сидели вместе. А так, через интернет, Zoom. В самом начале я рассказывал про общее видение студии. Мы уже были на одной волне, знали, что из себя представляем и куда двигаемся, но обсуждали план развития, какие проекты хотим сделать, а что уже можем, с какими индустриями пересекаемся.
Мы тогда ещё не понимали, какой будет мультфильм, начали потихонечку собирать, как пазл. Потом к нам присоединился Маркел Мартынов. Он очень помог мне с монтажом, и мы начали делать хороший аниматик, «Бык Холода» начал вырисовываться.
Насколько для тебя принципиально, чтобы в проектах Tundra участвовали только саха, независимо от того, в Москве они или в Якутске? Или для тебя это не так важно?
Это играет роль, но непринципиальную. У нас главный скульптор на самом деле моя подруга из Новой Зеландии. Она из якутов, наверное, только меня и видела. Сама что-то изучала, но в общем-то человек никак не связанный с Якутией. Но из-за того, что она профессионально делает скульптинг… В Якутии вообще очень сложно найти узкоспециализированные кадры, потому что индустрия не развита. То, что мы первая 3D-анимационная студия — это уже, наверное, многое говорит о состоянии индустрии дома.
Сейчас, если нам нужен какой-то специалист, мы сперва, конечно, смотрим в Якутске, а потом уже в других городах России или где угодно ещё.
глава 4

Деньги и Международные показы

Кадр из мультфильма «‎Муҥха»‎ от студии Tundra

Какие у тебя взгляды на финансирование Tundra? Как, по-твоему, может сейчас существовать независимая анимационная студия в России?
На данный момент у нас нет проекта, который приносит прибыль, поэтому пока студия существует на гранты и финансирование из различных республиканских фондов. Нам повезло, что республика сейчас вкладывает в развитие креативных индустрий и анимацию. «Таҥха», например, финансировался из Фонда цифрового контента. Это Корпорация развития Якутии. Ещё совсем недавно мы получили спонсорскую помощь от якутской игровой компании Mytona для завершения «Таҥха».

Сценаристка Tundra Татьяна Ушницкая и основатель студии Александр Моруо. Фото: Tundra Animation

Мультфильмы Tundra активно катаются по международным кинофестивалям. Как сегодня за рубежом относятся к анимации из России?
На фестивалях, на которых мы были, к анимации из России относились нормально. В основном нас выбирают, как мне кажется, из-за того, что мультфильмы именно про нашу коренную культуру, мы находимся в некой нейтральной политической зоне. Но есть, конечно, те, у кого бан на Россию, они не принимают и не будут принимать.
Были отказы?
Они всегда есть. Но из-за того, какую ценность несёт мультфильм и какой месседж, в основном кинофестивали относятся к нам нейтрально. Кураторы, которые занимаются этими фестивалями, они как раз понимают, что именно в такое время нам, как indigenous people, нужна поддержка. Мы, как все коренные, должны объединяться и дружить, делиться опытом.
В России планируете искать какие-то новые площадки, чтобы расширить аудиторию? Понимаю, что короткометражки в кинопрокат не берут, но, может, вы объедините их в цикл и будете показывать так?
Кажется, должно быть не менее 60 минут контента для кинотеатра. У нас получается 30 с чем-то. Но мы, конечно, хотим упаковать наши мультфильмы как мини-коллекцию и попробовать монетизировать. Сейчас разговариваем с якутским стримингом МОСТ. Они хотят эксклюзивную премьеру нашего третьего мультфильма у себя. Но в то же время есть якутский канал НВК Саха, и мы думаем, что они, может, предложат чуть больше. Вообще, хотим в OKKO, потому что там больше аудитория. Хотим, чтобы больше людей посмотрело. В OKKO — это не про монетизацию, а про охваты.
Ещё мы были на кинофестивале в Гавайях, познакомились там с кураторкой, которая занимается программами для школ. В школьной программе за рубежом широко используют видеоматериалы, и наши мультфильмы хотят включить в образовательную программу. Было бы хорошо найти похожие площадки в России.
глава 5

Новый Мультфильм

Концепт-арт для нового мультфильма «‎Таҥха»‎ от студии Tundra. Иллюстрация: Маргарита Каженкина

Я пока видела только трейлер нового, третьего мультфильма «Таҥха», но уже кажется, что он будет масштабнее прошлых работ Tundra. Расскажи про него.
Действие первого мультфильма происходит в деревне, на улице. Второго мультфильма — на природе. В третьем — мы заглядываем больше вовнутрь, то есть большую часть времени находимся или в доме, или в деревенском клубе, или в юрте у гадалки. Мы хотим показать, как устроен наш быт изнутри. Проделали огромную работу, создавая мир в 3D с нашим колоритом — всякую якутскую утварь, резное и декоративное искусство, религиозную атрибутику, национальные украшения и одежду. Ну, и в техническом плане третий мультфильм тоже сложнее, у нас больше симуляции тканей, волос и разных эффектов. Хотим показать больше таких технических возможностей. С каждым мультфильмом повышаем требования к себе.
Ты сказал, что вы добавили предметы из религиозной атрибутики саха (амулеты, украшения). Не переживали, что это может вызвать негатив со стороны зрителей?
Когда мы начинали сценарий делать, был страх, что нас могут отменить за какой-нибудь сатанизм. Но это короткометражка — если бы был фильм для проката, для кинотеатра, была бы уже другая история. И мы всё равно не сильно уходили в шаманизм или говорили, что по сюжету у нас нет такого, что это чистая магия, не говорим, что это правда. Мы держим историю нейтрально.

Шаманские атрибуты в сцене из мультфильма «‎Таҥха»‎ от студии Tundra

Я даже больше имею в виду, как к этому могут отнестись сами саха. Для многих тема ритуалов, шаманизма по-прежнему сакральна.
Пока мы не знаем, какое у остальных саха отношение к этому. Но… Это реальность. Реальность, что люди ходят к гадалкам у нас. Мы ходим гадать в этот период, в январе, и, мне кажется, мы должны были это показать. Как-то задокументировать.
Знаешь, сейчас идут очень жаркие дискуссии на эту тему. Звучит критика, что использование образа шамана, религиозной атрибутики, демонстрация обрядов — это самоэкзотизация, намеренное использование достаточно серьёзных символов на потеху зрителям. Но в то же время многие говорят о том, что ничего плохого в этом нет, наоборот, крутой и, возможно, единственный способ заинтересовать своей культурой, обратить на неё внимание. Ты сам что об этом думаешь?
Я придерживаюсь второго мнения. Во-первых, мы делаем мультфильмы для наших детей, для себя. Если его могут смотреть саха, мне кажется, тут нет никакой экзотизации. После выхода «Муҥха» я не услышал, чтобы кто-то сказал, что мы экзотизируем. Мы не переигрываем, ничего сверхэкзотичного не добавляем в историю. Как мы сами видим и что думаем про муҥха, так мы всё и показали.
Во-вторых, такие моменты мы стараемся делать для детей, чтобы им была доступна история, хорошо воспринималась. Так же работает для других людей. То, как у нас подана информация, это могут смотреть иностранцы. Мультфильм может работать на международных кинофестивалях. Другие люди смотрят и понимают мультфильм, потому что изначально он сделан, чтобы его поняли дети.
Мне кажется, очень важно показывать культуру, даже религию и какие-то такие моменты, потому что мультфильмами мы хотим показать — кто мы как саха. Создавая их, мы сами рефлексируем. Стараемся понять себя и посмотреть на себя со стороны. А также посмотреть глазами ребёнка на вещи, которые для нас обыденные.

Кадр из мультфильма «‎Таҥха»‎ от студии Tundra

Мы и в сценарий, и в визуал, и в анимацию очень много вкладываем из собственного детского опыта, из воспоминаний. Например, хотели показать, как весело в Якутии дети проводят зиму. Объяснить детям, что зима — это очень весело. Для этого вспоминали, что для нас было самым весёлым в зиме. Скользкая ледяная дорожка, например, по которой обязательно надо прокатиться.
Наши мультфильмы сфокусированы на будущее поколение, на наших детей. Сейчас очень много детей растут в городе. Они даже не слышали про муҥха, возможно. На таҥха ни разу не были. Много детей растут без своей культуры. Делая мультфильм, мы хотим рассказать про нашу культуру новому поколению, потому что у них просто другой возможности узнать и нет. Кто из них сейчас поедет на муҥха, да?
Что касается сакральных вещей… Вообще, саха очень суеверные. У нас есть слова «аи́» и «они́». «Они́» — это когда что-то плохое делается, к неудаче. «Это не надо делать, это “они́”», — говорим. То есть мы, как саха, очень осторожно относимся к таким вещам. Сами не будем показывать, например, сломанный сэргэ — коновязь ломать. У нас у самих внутри уже есть код, которым мы руководствуемся, понимая, что нельзя делать, а что можно. И таких правил придерживаемся.
Тем более, если мы будем всё такое нейтральное и глобализованное делать, какие-то предметы не затрагивать, ничего культурного и религиозного, то получится просто очередной мультфильм. Может быть, даже западный мультфильм, потому что сейчас очень много европейского влияния. Мультфильм был бы не про нас и не наш.

24.04.2025

Спасибо, что дочитали до конца!
Понравился текст? Считаете эту тему важной? Тогда поддержите его создателей — айда к нам на Boosty!
хочу помочь Чернозёму
Спасибо,
что дочитали до конца!