ВУЗы для коренных народов
07.12.2023
автор: Аюна Шагдурова
событие
профессиональное образование или резервация
В Ханты-Мансийском автономном округе планируют создать Институт профессионального образования коренных народов. Учреждение откроют на базе Сургутского государственного университета уже в 2024 году. Учиться смогут студенты из числа коренных народов Югры (ханты, манси, ненцы) и соседних регионов.

Их собираются готовить на специалистов по родным языкам, экологов, экономистов и менеджеров для работы в сферах традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов.
Что за «образование для коренных»?
Сегодня подготовка квалифицированных кадров из числа КМНС с изучением национальных языков и культуры ведётся на базе нескольких вузов страны. Так, в петербургском РГПУ им. А.И. Герцена работает Институт народов Севера, выпускающий филологов и педагогов, которые потом работают в сферах образования, культуры, науки и общественной деятельности в северных регионах. В Пермском государственном гуманитарно-педагогическом университете с 1955 года функционирует коми-пермяцко-русское отделение филологического факультета, где готовят педагогов по профилю «Родной (коми-пермяцкий) язык и литература и русский язык». Ещё программы подготовки реализуются в вузах Якутска, Ханты-Мансийска, Тюмени и Красноярска.

Высшее образование в отраслях традиционной жизнедеятельности действительно востребовано. Так, в августе 2023 года на V съезде оленеводов России в Чукотском автономном округе (ЧАО) подписали соглашение о сотрудничестве между Департаментом сельского хозяйства ЧАО и Арктическим государственным агротехнологическим университетом в Якутске. Студенты из ЧАО смогут поступать в рамках целевого набора в вуз и обучаться на зоотехников по профилю «Разведение, генетика и селекция животных», а также технологов производства и переработки продукции животноводства.
Как это поможет?
По мнению исследователей, получение среднего и высшего образования важно не только с точки зрения сохранения культуры и промыслов КМНС, но и в целях улучшения низкого уровня жизни некоторых коренных народов. Отсутствие кадров со средним специальным и высшим образованием замедляет темпы развития северных хозяйств, в том числе традиционных, а также увеличивает безработицу. Поэтому интеграция коренных народов в систему высшего образования необходима и для экономического развития.

Представителей КМНС всё больше привлекает занятость в нефтегазовом секторе и соответствующее образование. Тренд прослеживается и в политике властей: губернатор ЯНАО выразил мнение, что необходимо пересмотреть перечень профессий в ямальских колледжах, куда в основном поступают дети из числа коренных народов. Он должен отвечать потребностям ямальского рынка вакансий, где востребованы специалисты из нефтегазового комплекса.
Но что не так?
Безусловно, поддерживать и развивать традиционный уклад жизни КМНС важно, но при этом студенты будто встают перед выбором: сохранять самобытность или полноценно реализовать свой карьерный потенциал и выбирать специальность, не связанную с промыслами, привычными для их народа. Что касается формы образовательного процесса, то исследователи считают, что создание автономных специализированных учебных заведений для представителей коренных народов не соответствует современным образовательным тенденциям. Так как не помогают социализировать учащихся и интегрировать их в общую студенческую среду.

В любом случае, будем следить за процессами вокруг Института профессионального образования коренных народов Югры и ждать его открытия. Ведь уже далеко не первый раз такие инициативы не доходят до финала. Например, в Северном (Арктическом) федеральном университете в Архангельске и в 2020-м, и в 2023-м обещали открыть программу переподготовки учителей ненецкого языка и культуры ненцев, но до сих пор эти планы так и не были реализованы.