Безусловно, поддерживать и развивать традиционный уклад жизни КМНС важно, но при этом студенты будто встают перед выбором: сохранять самобытность или полноценно реализовать свой карьерный потенциал и выбирать специальность, не связанную с промыслами, привычными для их народа. Что касается формы образовательного процесса, то исследователи
считают, что создание автономных специализированных учебных заведений для представителей коренных народов не соответствует современным образовательным тенденциям. Так как не помогают социализировать учащихся и интегрировать их в общую студенческую среду.
В любом случае, будем следить за процессами вокруг Института профессионального образования коренных народов Югры и ждать его открытия. Ведь уже далеко не первый раз такие инициативы не доходят до финала. Например, в Северном (Арктическом) федеральном университете в Архангельске и в
2020-м, и в
2023-м обещали открыть программу переподготовки учителей ненецкого языка и культуры ненцев, но до сих пор эти планы так и не были реализованы.