ШХД: ЗИМА

ШХД: ЗИМА

28 марта в московском клубе Pluton завершился мультиплатформенный арт-проект «ШХД: ЗИМА» московского поэта Ильи Мазо. Финальным аккордом масштабного творческого замысла стал необычный спектакль, в создании которого приняли участие музыканты новой поэтической волны: Хадн Дадн (Варя Краминова), Синекдоха Монток (Савва Розанов), Вера Сажина, Zu Ye Fa, Терпение (Сергей Дмитриев). Они-то и показали, как заканчивается зима.
Илья Мазо
Московский клуб Pluton – это бывший заводской цех по производству СВЧ-приборов. Кажется, глубоко в душе он им и остался, несмотря на то что с 2016 года вошел в состав центра дизайна и архитектуры Artplay. Новое концертное пространство почти не реставрировали, а поэтому посетители проходят через коридор, откидывают руками преграждающие путь плотные завесы из ПВХ и оказываются в небольшом помещении с высоким потолком. Стены облицованы битым белым кафелем и изрисованы граффити, которые загадочно переливаются, когда их касаются лучи прожекторов на сцене. На подмостках в этот раз настенные ковры вместо занавеса, потертая железная кушетка без матраца и чугунная батарея. Если бы для проекта «ШХД: ЗИМА» в Москве не нашлось подобного места, его следовало бы создать.

Начинает играть музыка. В спектакле она состоит из простейших звуков русской жизни: хруста снега, гудения люминесцентных ламп, писка сигнализации. Постепенно гул перерастает в настоящую музыку, но звук инструментов уже невозможно отделить от многоголосия жизни. На сцене появляется Илья Мазо и медленно, нараспев произносит:
Клуб Pluton
Постдраматический театр
Стихи
Лицо поэта искажает гримаса, а за его спиной, на экране, распускается огромный красный цветок. Так начинается история о зиме, зафиксированная одним человеком.

Спектакль «ШХД: ЗИМА» основан на одноимённой поэме Мазо, которая, в сущности, представляет собой сборник коротких дзен-стихотворений, наполненных русским колоритом. Каждое из них имеет точную дату, определяющую место в книге, и время, когда его следует прочитать. Таким образом, читатель день за днем проживает историю героя от начала и до конца. В этом и заключается весь сюжетный каркас, позволяющий называть сборник стихов поэмой. Стоит сказать, что время года в произведении субъективно и не зависит от календарных дат. Зима здесь – наименование миросозерцательное, его источник исключительно то, что происходит перед глазами героя.
Дмитрий Гудничев
Сложение стихов в дзен-буддизме – один из динамических способов медитации. Поэт должен создать произведение, но так, чтобы ничего нового и личного в нём не было. Стихотворение отражает мир таким, какой он есть, без участия автора, что в самом эгоцентричном из искусств почти невозможно. Считается, именно так человек может прервать отвлекающий его поток мыслей и увидеть, кем является на самом деле.

Мир «ШХД: ЗИМА» состоит из фрагментарных зарисовок простого человеческого быта. Здесь заспанные таксисты смотрят на сломанные урны, продавщицы за кассой суетятся в преддверии Нового года, и чувствуется, что лирический герой выглядит во всем этом лишним наблюдателем. Он не стремится принять участие в происходящем, чтобы не нарушить внутреннюю гармонию. Сложно сказать, эстетизирует ли Мазо окружающую реальность, потому что действительно способен видеть её красоту, или поэма – вынужденная попытка обрести гармонию. То есть поверить в её существование среди матерящихся школьников, играющих в окружении пустых бутылок, чёрных куполов церквей и вынужденном выборе гражданской позиции (стихотворение с такими строками датировано 17-м марта 2018-го года). Правильным будет не делить, а принять «ЗИМУ» именно такой, какой каждый видит реальность – когда-то восхищается узором на окне электрички, а в другой раз болезненно морщится от ругани соседей, обязательно осуждая их про себя. Именно из этого принятия рождается «ШХД: ЗИМА». Короче об этом сказано известной мантрой: «Всеобщее изобилие наполняет моё сердце». А поэзия – это безусловная ценность.
Проект Ильи Мазо мультиплатформенный и включает в себя несколько элементов. Самым популярным стала компьютерная игра-инсталляция, в которой игрок погружается в атмосферу двух заснеженных дворов собирательного провинциального города N. Кроме персонажа, в нём никого больше нет. Можно готовить себе на кухне ужин под белый шум телевизора или гулять вокруг дома, наблюдая, как трактор безрезультатно чистит улицы. Было забавно читать негативные отзывы, дескать, зачем тратить время на игру, в которой всё то же самое, что и в обычной жизни. А смысл в том и заключается: игра заслуживает внимания потому, что именно так и живёт большинство из нас.
Также в проект вошли: музыкальный альбом, фильм, в котором под гудение бытовых электроприборов люди напевают сами себе строки поэмы, как это делается, когда остаешься наедине с собой, и «ожившие страницы» – короткие анимационные видео, иллюстрирующие визуальными образами фрагменты «ШХД:ЗИМЫ». Каждый из элементов масштабного проекта дополняет друг друга и вносит что-то своё. Например, без анимированных иллюстраций часть стихотворений не получила бы своей сюжетной развязки, для некоторых её героев весьма трагичной.
Спектакль, как завершающий этап, объединил в себе главное всех остальных форматов. На сцене Мазо поёт про выезжающий из-за угла автомобиль Skoda и танцует в огнях служебных мигалок. После, высоко затягивает: «Под ногами фата и бриллианты», но при этом одет в ватник и лопатой убирает снег. В происходящем отсутствует какая-либо формальная последовательность. Постановка не соблюдает даже хронологию дат, которую поэт сам обозначил в поэме. Явление, впрочем, характерное современному постдраматическому театру, который заостряет внимание не на сюжетной фабуле (она может попросту отсутствовать), а даёт свободу пластическим идеям и пространственным фантазиям. В спектакле вещественные метафоры и знаки говорят больше, чем сами актёры.

Луч прожектора, похожий на свет открытого ночью холодильника, переносит взгляд зрителя со сцены в зал, где на импровизированных ступеньках абстрактного подъезда парень и девушка (Сергей Дмитриев и Варя Краминова) с молодецким задором поют под гитару. Раздаются «песни московской юности» на тексты все той же поэмы Ильи Мазо. Интересное наблюдение: происходящему на сцене аудитория почти не подпевала. Возможно, потому что подпевают, как правило, словам, но в постдраме они не так важны и служат лишь ещё одним способом создания образа. При этом во фрагменте с подъездом и гитарой отчётливо слышны поддерживающие голоса. Видимо, знакомая каждому картина невольно диктует правила поведения – петь вместе с приятной компанией.
Цифровая опера
Предметельные дни
Стихотворение
Мазо подаёт повседневность такой, какая она есть, но в его творчестве мы невольно вынуждены увидеть её заново оживленной. В суете легко забыть жену, платье и страх войны, а значит, об этом следует говорить чаще и таким языком, на который способна одна только поэзия. Ведь оказывается, что между ней и реальностью граница не такая уж и чёткая.

Пойдёмте покурим.

Граница между артистом, зрителем и сценой стирается окончательно как и между образом реальным и сценическим. Девушка прерывает пение и так по-родному произносит: «Ребят, пойдёмте покурим?». Наталкивается на непонимающий взгляд слушателей и повторяет: «Пойдёмте курить». Так объявляется антракт. Артисты встают с импровизированных ступенек и вместе со всеми, общим потоком, выходят из клуба на улицу. Мимо стены проходит человек в жёлтой куртке и с сумкой-холодильником «Яндекс. Еды» за спиной. Заметивший его зритель озадаченно спрашивает соседнего: «Это ведь Мазо прошёл?» – когда на протяжении часа в камерной обстановке со сцены демонстрируется знакомая всем реальность, уже сложно сказать, случайное ли это совпадение или ещё один образ спектакля, навязчивый символ сегодняшнего дня.
В оформлении текста использовались материалы youtube-канала Ильи Мазо, его стихи и музыка,
бытовая техника из кладовки,
ковёр некого Артёма А.

Поддержать артиста можно здесь и здесь.

ГЭС «Чернозём», март-апрель 2019-го.