#Я_слышу_тебя

психоделический фолк в Театре Наций
#Я_слышу_тебя
Психоделический фолк в Театре Наций
25 апреля в Новом Пространстве Театра Наций участница Red Bull Music Academy 2018, музыкант и певица Саша Виноградова, объединившись с виолончелисткой Ульяной Волковой, художницей Машей Сомик, танцором Асей Ашман и многими другими артистами, представила свой новый проект «Я слышу тебя». Эта работа кардинально отличается от всего прежнего творчества Виноградовой, которую в интернет-СМИ и в анонсах концертов чаще всего характеризовали как «девушку с укулеле в руках, вкрадчивым голосом, поющую про горные ручьи и лесные дали». Её новый проект, в авангарде которого выступил клип и стал для него отправной точкой, вышел за рамки только лишь музыкального концерта и экспансивно развился в синтез красок, вокала и танцевальной пластики.
Современное искусство без сопроводительного текста на входе понимать стало сложно, поэтому незадолго до выступления авторы проекта согласились встретиться и рассказать, как песни «про горные ручьи» сменились вокально-визуальными абстракциями, а музыкальный жанр «фолк» стал психоделическим.
ᅠ: Саша, расскажи, как у тебя всё начиналось?
Саша: Музыкой я начала заниматься в 2012 году — не очень давно, кстати. Просто я писала какие-то песни под гитару, и однажды на дне рождения своего друга сыграла их. Он сказал: «О, Саш, давай тебе сделаем концерт, так классно поёшь!», вот. И это было, я даже не помню, как называется, этого места уже нет, кажется, «Бринолин». Это какой-то странный клуб, где играли рокабилли. И там был этот концерт. И потом как-то позвали ещё раз выступить, я подумала, что одна я уже не хочу — вспомнила, что у меня есть знакомый, который отлично играет на гитаре, мы с ним разучили эти песни, он там подыгрывал мне в нескольких треках. Ну и как-то всё закружилось, завертелось…

ᅠ: Маша, а какой у тебя творческий путь?
Маша: Я училась в Строгановке, по образованию я дизайнер интерьеров. А потом закончила магистратуру в Лондоне уже по специальности «художник», но по возвращении в Москву я вообще не занималась как бы ни дизайном, ни художествами. Я ушла больше в какую-то преподавательскую деятельность, работала с детьми в разных детских центрах, лагерях, занималась городскими проектами —самоиницируемыми. Буквально, не знаю, наверное, года два назад… Ну да, два года назад я почувствовала в себе силы назваться по-настоящему художником, поняла, что на самом деле только этим хочу заниматься.

ᅠ: Только два года назад?
Маша: Да. Я поняла, что мне не стыдно говорить то, что я художник, и я ощущаю себя художником.

ᅠ: Неужели до этого было стыдно? Столько лет учились, магистратура, работа.
Маша: Да.
Саша: Слишком несерьёзно это было?
Маша: Ну не то, что несерьёзно, просто… Как бы я училась, но как будто не могла во всём этом найти себя. Мне кажется, я стала называть себя художником, когда пришла больше к абстрактному [смеется]. Это, наверное, то, что про меня. И поэтому я вот теперь называю себя художником.
Маша Сомик, «Абстракция I»
ᅠ: А сейчас в каком жанре работаешь, в абстрактном?
Маша: Да, я себя представляю как абстрактный художник. Работаю с любыми медиа, ну там… печатаю гравюры, пишу картины, делаю скульптуры. И вот мне интересно сейчас уходить больше, наверное, в работу с пространством, с объёмом и непосредственно со зрителем.

ᅠ: Саша, а как ты определяешь жанр своих песен? В СМИ пишут «инди-фолк», «психоделический фолк».
Саша: Да, «психоделический фолк» — это я так придумала назвать. Меня на RBMA спросили, и я сказала, что скорее всего это больше похоже на психоделик-фолк. Но не знаю, так ли это. Если честно, мне кажется, что сейчас такое количество жанров существует, что определять, в каком я жанре пою или пишу, стало крайне сложно. Для меня «психоделический» — это значит «дающий возможность пережить новый опыт».

ᅠ: Маша, а расскажи, пожалуйста, о лагере «Кавардак» и мастерские детские, как это повлияло на дальнейшее создание клипа?
Маша: Идея клипа в «Кавардаке» и родилась… На самом деле там просто такая атмосфера, что хочется рожать [смеётся]. Как бы это грубо ни звучало, так и есть. Атмосфера творчества, любви, единения и свободы, и очень хочется себя как-то выражать. А, все, я вспомнила! Там же были музыкальные инструменты, которые сделали дети.
Саша: Там была арфа.
Маша: Да, да.
Саша: Огромная жестяная арфа висела в амбаре, где у нас все мероприятия вечерние проходили. Вот, и я решила записать её вместе с голосом, как бы одной дорожкой. И Маша говорит: «О-о, давай клип снимем прям здесь. На телефон». Ну и что-то мы там провозились, но нельзя было забывать про кучу детей…
Маша: В общем-да, из-за детей там сложно было что-то реализовать.
Саша: Потом мы приехали в Москву и как-то не хотели бросать эту идею. Решили, что то, что мы придумали сделать — это такое, можно сказать, развитие нашего творческого тандема.

ᅠ: Расскажите про идейную составляющую клипа, он такой абстрактный визуально, скорее на восприятие красок акцентирован. Маша, твоё влияние?
Маша: На самом деле он про какую-то женскую энергию, про внутреннюю силу.
Саша: Это было очень спонтанно — я ничего не придумывала, просто поставила записи и что-то сыграла, что-то спела. А потом послушала и подумала, что если сюда добавить то-то, то-то и то-то - получится классная композиция.
Маша Сомик, «Малышки скульптуры»
ᅠ: Значит это была импровизация?
Саша: Да.
Маша: В общем-то и клип тоже. Там вот танец, он получился под принципу «как ты хочешь танцевать под эту музыку, так и двигайся».
Саша: Мы танец совсем не ставили. Пришли за сутки, ну почти сутки — мы встретились днем, а ушли оттуда в четыре часа утра — и просто сняли за этот период времени.

ᅠ: На перформансе будет много танцоров, много хореографии. Вы нанимали специальный коллектив?

Саша: Нанимали [смеётся].
Маша: Мы пригласили нашу подругу Асю Ашман, которая тоже, кстати, в лагере «Кавардак» бывает. Но она была как организатор. На выступлении будет много людей: около 10-12 человек.

ᅠ: Это она привела своих людей?
Маша: Часть с её с стороны, часть с моей стороны, потому что я сейчас активно занимаюсь танцами и пригласила девочек, с которыми занимаюсь. Но про конкретную хореографию: там на самом деле будет только два постановочных танца — под два Сашиных трека, остальное всё импровизация…

ᅠ: А музыка? Тоже будет много импровизации или всё-таки какие-то заготовки?
Саша: Будет импровизация. Много импровизации, но и будет заготовлено — четыре заготовленных трека и ещё два… Ну как сказать заготовленных? У нас импровизация на тему. Грубо говоря, есть какие-то рамки, хотя бы по времени. То есть мы ставим себе таймеры, чтобы немножечко ориентироваться, видеть, когда нам уже заканчивать.

ᅠ: Почему вы выбрали для выступления именно пространство Театра Наций? Все-таки не клубы, вроде «Плутона» или Red'а.
Саша: Нам нужно было пространство без сцены. Мы искали пространство без сцены, потому что нам нужно, чтобы зрители были на одном уровне с нами.

Эрнст Людвиг Кирхнер, Dancing Girls in Colourful Rays
Эрнст Людвиг Кирхнер, Colourful Dance
ᅠ: Релиз клипа состоялся на Wonderzine и одно из интервью было опубликовано там же. А сегодня вы говорите про женскую энергию…
Саша: [смеётся] Мне нравится к чему всё это идет…

ᅠ: Вы феминистки?
Саша: Нет. Я вообще нет.
Маша: Вопрос в том, феминистка ли я? [смеётся]

ᅠ: И вообще, что думаете об этом?
Маша: Я считаю себя феминисткой. Но я на самом деле никогда себя так не называю, потому что в моём мире не существует никаких разделений. И для меня вот это понятие «феминизм» уже какое-то разделение. В моём мире все равны, и я хотела бы, чтобы ко мне так же относились.

ᅠ: Это влияет на деятельность художника?
Маша: Я не чувствую, нет.

ᅠ: Это просто духовное состояние?
Маша: Нет, вообще я не скажу, что я какие-то феминистические идеи вкладываю, я скорее вкладываю общечеловеческие идеи и то, что внутри меня сейчас. То есть я работаю у себя как бы внутри. И просто клип случился в момент раскрытия моей женской сущности и поэтому тогда эта тема была для меня важна. Сейчас для меня важна другая тема, которую мы раскрываем в перформансе. Но я не буду говорить, что я не феминистка, потому что я за равноправие.
Саша: Если честно, просто это для меня… Не для меня, а вообще это настолько горячо, мне не хочется говорить что-то по этому поводу, потому что мне кажется, это отдельный разговор. Могу сказать только одно — везде, где создается очень много напряжения… Феминизм тоже очень радикальное движение, а я не сторонник любых радикальных форм, мне кажется, это очень не правильно.

ᅠ: Так все же у клипа и перфоманса были в основе конкретные идеи?
Саша: Да. Мы хотели попробовать погрузить людей в такое состояние и подготовить пространство таким образом, чтобы влиять на зрителей на нескольких уровнях. То есть через уши, через глаза и через осязание. А то, что у нас получится — мне самой интересно на это посмотреть, потому что это же перфоманс, и когда это живое действие, в котором задействованы зрители, и они приедут неподготовленные, и никто из нас не может предугадать, как это все будет выглядеть, в этом и заключается жизнь. У нас есть план, но как это всё будет развиваться, мы не можем предугадать. Мы можем отрепетировать танец, а как люди будут реагировать на этот танец мы не можем отрепетировать. В этом и заключается перформанс.
Маша: На самом деле тема, с которой мы работаем — это общество и его нынешнее состояние. Для меня это сейчас очень острая тема, потому что я ощущаю разобщенность людей.

ᅠ: В целом или именно россиян?
Маша: Сейчас я живу в России. И знаю общество, которое сейчас вот в Москве. Мне хочется, чтобы в обществе, в социуме было больше свободы, больше открытости, больше любви и меньше агрессии.

ᅠ: Что ты вкладываешь в понятие «свобода»?
Маша: Я вкладываю в это понятие свободу самовыражения, это когда общество принимает любого — не важно, как человек выглядит. То есть внешне и внутренне. И, когда ты едешь в метро, на тебя не пялятся.
Маша Сомик, «Абстракция XXV»
Маша Сомик, «Малышки скульптуры»
Как уже повелось, начинаем постдраматический спектакль с описания места: комната без сцены на втором этаже Нового Пространства Театра Наций, повсюду развешаны элементы абстрактных картин Маши Сомик, создающие эффект то ли некого карнавала, то ли какого-то детского мероприятия, не в смысле качества его исполнения, а по аналогии простоты и наивности, которые витают в воздухе. Вокруг буйство красок и незнакомые люди. Зрители несколько тушуются, не находя ни одного цивилизованного посадочного места, но в конце концов кто посмелее садится прямо на пол, а остальные, словно на дискотеке, облокачиваются спинами вдоль стен.
На входе зрителям раздавались листы с инструкциями, которые, по задумке авторов, должны были быть неким путеводителем по проекту «Я слышу тебя». В нём: программка с именами участников и краткое описание двенадцати частей, из которых состоит представление. Но это мало чего даёт, разве что добавляет новые интерпретации происходящему, нагружая дополнительными смыслами из этих небольших текстов.

Представление начинается, и часть людей выходит из массы зрителей, оказываясь вокалистами, но тут же перемешивается снова с условным залом так, что до самого конца будешь сомневаться, кто перед тобой: слушатель, сломавший авторские границы, или артист проекта? Позже несколько человек из аудитории ведь действительно встанут со своих мест и присоединятся к медленным плавным танцам, которые вместе с их исполнителями будут кочевать из одной части комнаты в другую. Тем, кто сидит на полу, приходится постоянно поджимать ноги, чтобы случайно не помешать сценическому движению вокруг них.

Вокалисты и танцоры или наоборот (кажется, каждый участник проекта вносил сразу несколько творческих элементов в синкретизм «Я слышу тебя») двигаются по всему доступному пространству и своим многоголосьем, под аккомпанемент акустической музыки, вводят слушателей в подобие транса. Случайный прохожий действительно мог бы сравнить происходящее с неким религиозным ритуалом. Но если секты в России под запретом, то музыка и минимальная танцевальная пластика пока вне поле зрения компетентных органов, а потому с их помощью можно пытаться наладить контакт с публикой сразу на нескольких уровнях.

Чуть осмелев и настроив зал на нужную волну, артисты начинают слегка касаться зрителей, заглядывать им в глаза и подолгу играть в гляделки. Кто-то оказывается не готов подпустить к себе так близко чужого человека и застенчиво отворачивается или вовсе запрещает к нему прикасаться. Другие, напротив, покоряются воздействию искусства и подстраивают своё поведение под действия артистов: когда те подсаживаются и легонько дуют на зрителей словно на одуванчики, они подыгрывают и отодвигаются под воздействием такого ветерка.
Представление стремится раскрепостить и объединить каждого, рушит границы автор-зритель, свой-чужой. Незнакомые люди берутся за руки, через отражения в глазах видят самих себя, подпевают. Это большой психотерапевтический сеанс для разобщенного общества, которое и волновало создателей «Я слышу тебя». Не слышат, не видят, не касаются – тогда создадим представление, где именно в этих действиях будет заключаться вся суть, и призовём к сотворчеству. Только так ли это было нужно? Особенно раздражительный слушатель не выдерживает и уже выдирает из своего блокнота листок, из которого делает табличку с надписью «Не трогайте меня руками». Терапия сработала в обратную сторону и нанесла, хоть только и одному из сотни человек, но вред. Вместо того, чтобы снизить градус агрессии, его неосознанно подняли…
Завершается выступление общим хороводом и наступившим после него оглушительным молчанием. Последнее явно затягивается, и зрители сдаются первыми – начинают хлопать, оживляя тем самым артистов, которые поют финальную вокальную партию, кланяются и, смеясь и радуясь удавшемуся эксперименту, крепко обнимаются друг с другом. Они так близко подобрались к зрительному залу и нарушили устоявшиеся, закостеневшие границы. Они счастливы.

А публика покидает Пространство и разобщенными группками направляется в сторону метро.
В оформлении текста использовались:
Видео с youtube-канала Sasha Vinogradova,
Художественные работы Маши Сомик,
Картина Эдварда Мунка «Меланхолия», 1911 год,
Произведения Эрнста Людвига Кирхнера,
Дремучие леса и папоротники.

ГЭС «Чернозём», май-июнь 2019-го.