14 мая на сцене Московского театра «Сфера» пять музыкантов выступали так, чтобы полностью соответствовать заявленному месту проведения. Илья Мазо, Синекдоха Монток, Гр. Полухутенко, Sirotkin и Монти Механик объединились и представили новое музыкальное явление – концерт русской драматической песни «Гало». Чему они «соответствовали», что за «новое явление» и почему песня именно «драматическая»? Что ж… в двух словах и не напишешь. Тут нужен именно рассказ, лёгкий, рассудительный, плавный и робко улыбающийся из-за плеча.
Ряды кресел возносятся вверх, но они не производят обратной тени – центр зала ярко освещён. Там, на предполагаемой сцене, пока никого нет, только люди растекаются по местам, огибая световой круг. Никого нет – а огибают. Зрители знают и уважают законы сцены, не заступают за границу, словно её прочертили солью, а не светом. Ведь это всё-таки сцена и она не настолько пустая: пять стульев, пять гитар, акустических, у одной даже вместо ремешка – жёлтая верёвочка, две стойки с микрофонами: на запад и на восток. А ещё там есть ожидание. Ожидание, что сцена заполнится, что до струн дотронутся, а стойку поправят: поднимут повыше и придвинут к себе.
Открывается дверь, из неё выходит герой, уже знакомый нам по зиме в Pluton'е. Илья Мазо – «московский поэт» и «другой музыкант» (так различно будут называть его в СМИ) – запускает цепочку событий и открывает концерт Гало. Заводит хоровод вокруг ёлки – той самой, знакомой с детства. Хоть и несколько неожиданно слышать «В лесу родилась ёлочка…» 14-го мая, но она задаёт верный тон, понятный всем интуитивно, закодированный в летящих с горы саночках, лезущей на глаза шапке и горящих щеках. И какая тогда разница, какой сегодня день? Ведь это история про нечто очень русское: про людей, речь и поэтику, песен или жизни – не столь важно. Вот и остаётся только сидеть и смотреть. А, ну и подпевать, конечно же.
Дверь снова отворяется, и своё место рядом с гитарой занимает Савва Розанов – солист группы «Синекдоха Монток» и зачинщик данного мероприятия (вместе с организатором Алиной Голубевой). Группа уже давно живёт на свете, прошла свой путь и состоялась, попробовала себя в разных формациях, формах и даже агрегатных состояниях: последним их произведением стала эксклюзивная марка духов, ведь запахи тоже можно «слышать». Полноценный поиск – это всегда разнообразие. На что указывает даже название, собранное Саввой. Синéкдоха – литературный троп, средство художественной выразительности, которое наделяет какую-нибудь одну деталь значением всего предмета; маленькую, но характерную часть значением общего целого.
Такая литературная индукция: улыбки смотрят из зала на пальцы у струн. А Мóнток – небольшой городок на восточном побережье США, зацепкой к толкованию которого скорее всего является фильм «Вечное сияние чистого разума» (2004) – герои постоянно возвращались в этот город, непроизвольно надеясь заново запустить цепочку событий, приведших их друг к другу. Почему же такое название? Как говорит сам Розанов, чтобы изначально отделить часть публики, оставить только тех, кто перешагнул за длинную фразу и понял ее. Это, конечно же, не снобизм, а создание комфортной «правильной» среды существования музыкантов, обработка почвы для плодородного творчества. Это не массовая история – она для тех, кто понял, потому что изначально хотел понять.