На городской площади вы встречаете мужчину 77 лет — Александра Матюхина. Его часто можно увидеть здесь раздающим газету «Правда», а в преддверии 9 Мая — поздравительные открытки. В городе его многие знают и относятся с уважением. Живёт в Шаблове в 17 км от Кологрива, в родной деревне художника и местного провидца Ефима Честнякова. Эту деревню Матюхин возродил.
— Будете в Шаблове — заходите ко мне! — поздоровавшись и узнав, что вы издалека, гостеприимно приглашает мужчина.
— Как вас найти?
— У меня дом под куполом.
После небольшого разговора Матюхин соглашается взять вас с собой и отвезти в деревню на машине. Проезжаете мост, Чижовский комплекс, Зелёный храм — места, которые ещё успеете посетить, и сворачиваете на Шаблово.
ДОВЕРИТЬСЯ МЕСТНОМУ
В начале XIX столетия, за полвека до рождения Честнякова, в деревне было 60 крестьянских дворов и принадлежала она Лермонтовым — родственникам поэта. Жил в ней крепостной Сила Иванов, которого барин за талант к рисованию отправил учиться в Петербург. В столице крестьянин получил образование живописца, заработал большие деньги, а после — вернулся в Шаблово и расписал окрестные храмы (в селе Илешево в церкви Ильи Пророка сохранилась часть его фресок). Построил себе на берегу Унжи большой дом с мезонином, а на его крыше нарисовал подсолнух — такой большой, что его было видно из Кологрива. Старания художника местные не оценили: «Не может крепостной иметь жильё краше, чем у барина!», потребовали убрать. Сила Иванов обиделся, заколотил свой терем и ушёл из деревни, что было с ним дальше — неизвестно. Дом с подсолнухом полностью сожгли.
С Матюхиным вы подъезжаете к первому двору — он стоит на въезде в Шаблово, чуть поодаль от остальных. Между досками забора воткнуто древко со Знаменем Победы. Сам дом и правда под куполом — церковным, на деревню с него взирает лик Христа. Дом перестроили из бывшего деревенского клуба для Александра Молодцова — последователя Иисуса Христа, Ефима Честнякова и Порфирия Иванова (основоположник оздоровительных и духовных практик, исследователь бессмертия). Каждый день он ходил за 4 км от Шаблова на могилу к Честнякову, ел только после полудня, закалялся холодной водой. Говорят, на войне он был контужен, на месте раны образовалась раковая опухоль, но её старец сам излечил молитвами. Умер он вскоре после того, как достроил купол. Матюхин с женой купили его дом и переехали в него — до этого жили в соседней длинной избе, которую приходилось топить четырьмя печками.
Лет 40 назад Шаблово было мёртвой деревней с парой развалившихся домов, торчащих из-за высокой травы. Матюхины стали первыми, кто приехал возрождать поселение. Александр был военным, но ушёл в запас и устроился воспитателем в детском доме, усыновил шесть детей.
— Просто, когда работал воспитателем, понял, что в детском доме ничего для детей не дашь. Они в социальную жизнь очень плохо входят после выпуска из детского дома. Им нужно пожить какой-то семейной жизнью, понять какие-то семейные принципы.
Матюхины встретились с тогдашним главой Кологривского района. Оказалось, у него тоже была мысль возродить Шаблово и поселить там приёмные семьи. Обещал помочь построить дом, а до этого времени — поставить бытовку.
— Дураков не находилось ехать в пустоту, здесь ведь ни электричества, ни дорог, ничего не было. Мы полтора года жили при керосиновой лампе и свечках.
После Матюхиных в деревню приехали новые жители: Молодцов, ещё одна приёмная семья и Руслан Обухов — исследователь Честнякова, который восстановил единственную деревенскую избу, сохранившуюся со времён художника, и поселился в ней. Сейчас в ней «крестьянская изба», в которой устраивают интерактивные программы для туристов. Всего у Матюхиных было 13 приёмных детей, все они выросли и разъехались по крупным городам, иногда на каникулы приезжают внуки. В Шаблове сегодня живёт всего пять человек: кроме Матюхиных — женщина с сыном и 80-летний писатель.
Вместе с хозяином вы заходите в дом под куполом, в комнате с большой русской печью пожилая женщина шинкует морковь. Это супруга Матюхина — Марина, бывшая директриса музея Честнякова.
В Кологриве причастных к музею очень много: он создавался на народные деньги и, по словам местных, их собирали и Молодцов, и Матюхины, и Зоя Осипова — бывший секретарь по идеологии районной компартии, которая лично знала Честнякова и переписывалась с ним. Первой заведующей музея стала Марина Матюхина. Всю жизнь в Шаблове она изучает наследие художника и историю деревни. Мечтает опубликовать свой архив, но не знает где: вела группу в соцсети «ВКонтакте», но удалила — не понравилось, что в новостной ленте нет никакого порядка. На любую тему и случай в разговоре может вспомнить цитату художника, рассказать, как Честняков занимался с крестьянскими детьми: устраивал для них театр с глиняными фигурками, приглашал к себе в мастерскую, учил и воспитывал их.
— Здесь детский мир. Он говорил: «Я, Фимка, — царь детей», «Не нужно ни славы, ни мнения в мире людей, мила мне одна лишь улыбка детей».
К сегодняшнему музею Матюхина относится с недоверием — спорит с постами сотрудников в социальных сетях, но её комментарии удаляют.
— В музей приезжают, конечно, но не так много. Туристы посмотрят картинки, их накормят крестьянским обедом, и они уедут. А чтобы проникнуться, чем жил Честняков, его мировоззрением, — единицы! Из тысячи, может, человека три-четыре.
— Сейчас люди просто интересуются, и это тоже хорошо. Прошлым, обиходом, предметами, обрядами, но у Честнякова-то всё было устремлено в будущее! В грядущее. Он свой идеальный мир построил, его кто-то утопией называет, а я называю «идеальный мир». И он есть! Обязательно есть!
Вам пора возвращаться: приехала группа туристов и после экскурсии по дому Честнякова она соглашается вас подвезти до Кологрива.
Пока ждёте, когда закончится интерактивная программа в крестьянской избе, вы гуляете между пятью деревенскими домами и видите памятник погибшим в Великой Отечественной войне. За деревянной оградкой лежит валун с именами жертв, над которым развевается Знамя Мира — символ Пакта Рериха, международного договора о том, что защита культурных ценностей важнее военной необходимости.
В доме у Матюхиных тоже есть небольшой музей — «Чудесного яблока», в честь одноимённой сказки Честнякова. А ещё по всей избе развешаны картины и фигуры местных современных художников. В отдельной комнате висят репродукции Николая Рериха, стоит шкаф с книгами по эзотерике, на столике рядом — статуэтка индийского божества. Витрина с художественными альбомами оказывается лестницей на чердак — Матюхин убирает с неё книги и предлагает вам подняться в купол. Вы соглашаетесь и лезете наверх.
В куполе узкий проход огибает полую башню по кругу. Здесь душно и кусается мошкара, которая сидит на прислонённых к стене метровых иконах — их сюда принёс Молодцов. Полотна нисколько не испортились, глаза ангелов пронзительно и немножко косо разглядывают редкого гостя. Уже на выходе из дома под куполом Матюхина протягивает вам два наливных яблока — они очень кстати, ведь обед в крестьянской избе нужно заказывать заранее, а ближайший магазин находится в Кологриве.