Горские евреи тоже
пришли на Кавказ в V-VI веках н. э. из Ирана и Ирака, тогда это были Сасанидская империя и Месопотамия. В Государстве Сасанидов исповедовали зороастризм, а евреев-иудеев и татов-мусульман притесняли, из-за чего оба народа были вынуждены уйти. Часть евреев ещё в античные времена поселилась в Дербенте. Их самоназвание — джухур (ср. перс. juhud — «иудей»), отзвуки которого сохранилось в названии горско-еврейского языка джуури. Этноним «горские евреи» появился гораздо позднее, уже при захвате Российской империи этих земель в XIX веке. Сегодня горские евреи проживают в кавказских республиках России (в основном в Дагестане) и на севере Азербайджана.
Горские евреи и таты действительно имеют культурные и языковые пересечения, но это два разных этноса, относящие себя к разным религиям и имеющие разные языки (несмотря на то что события ХХ века привели к тому, что многие горские евреи говорят на татском). До революции в научном дискурсе и в быту существовало чёткое разделение между ними. Идея «единого татского народа» впервые появилась лишь в 1928 году в работе
«Таты, их расселение и говоры» советского профессора иранистики Бориса Миллера.
Из-за нее в официальной советской риторике горские евреи стали сначала еврейско-татской группой, а потом и просто татами. Тех, кто говорил на татском языке, не зависимо от вероисповедания, культуры и происхождения, стали считать представителями «единого татского народа». И в то время это даже
спасло горских евреев. В период Второй мировой войны, когда территория Северного Кавказа была частично оккупирована немецкими войсками, горские евреи вполне успешно выдавали себя за татов, поэтому масштаб их геноцида на Кавказе был гораздо
меньше, чем на других захваченных территориях.