02.11.2023
автор: чернозём
событие
откуда пришли горские евреи
Не путать с татами
Вечером 30 октября в Ново-Огарёве Владимир Путин провёл срочное совещание из-за антисемитских беспорядков в Дагестане и сказал: «Я хочу в этой связи задаться вопросом: разве можно помочь Палестине, пытаясь нападать на татов и их семьи? Таты, кстати говоря, — это титульная нация в Дагестане».

Судя по контексту, «таты» здесь обозначают проживающих в Дагестане горских евреев — одну из субэтнических групп евреев на Северном Кавказа. Но говорить так определённо не стоит. Разбираемся, что не так.

Таты относятся к ираноязычным народам, которые расселились по территории Кавказа в III-VII веках н. э. Но само слово «таты» появилось лишь спустя пять веков при Хазарском каганате. Тогда для тюрков это была, скорее, социальная группа, а не единый народ. Так они называли всё проживающее на завоеванных ими территориях ираноязычное осёдлое население. Собственно, поэтому этноним «таты» имеет тюркские корни, а не иранские.
Горские евреи тоже пришли на Кавказ в V-VI веках н. э. из Ирана и Ирака, тогда это были Сасанидская империя и Месопотамия. В Государстве Сасанидов исповедовали зороастризм, а евреев-иудеев и татов-мусульман притесняли, из-за чего оба народа были вынуждены уйти. Часть евреев ещё в античные времена поселилась в Дербенте. Их самоназвание — джухур (ср. перс. juhud — «иудей»), отзвуки которого сохранилось в названии горско-еврейского языка джуури. Этноним «горские евреи» появился гораздо позднее, уже при захвате Российской империи этих земель в XIX веке. Сегодня горские евреи проживают в кавказских республиках России (в основном в Дагестане) и на севере Азербайджана.

Горские евреи и таты действительно имеют культурные и языковые пересечения, но это два разных этноса, относящие себя к разным религиям и имеющие разные языки (несмотря на то что события ХХ века привели к тому, что многие горские евреи говорят на татском). До революции в научном дискурсе и в быту существовало чёткое разделение между ними. Идея «единого татского народа» впервые появилась лишь в 1928 году в работе «Таты, их расселение и говоры» советского профессора иранистики Бориса Миллера.

Из-за нее в официальной советской риторике горские евреи стали сначала еврейско-татской группой, а потом и просто татами. Тех, кто говорил на татском языке, не зависимо от вероисповедания, культуры и происхождения, стали считать представителями «единого татского народа». И в то время это даже спасло горских евреев. В период Второй мировой войны, когда территория Северного Кавказа была частично оккупирована немецкими войсками, горские евреи вполне успешно выдавали себя за татов, поэтому масштаб их геноцида на Кавказе был гораздо меньше, чем на других захваченных территориях.
Называть себя татами они продолжили и в послевоенные годы, когда столкнулись с дискриминацией в СССР. Это отчётливо видно по переписям населения: в 1970 году горских евреев насчитывалось около 70 000 человек, а в 1979-м — около 50 000 человек. Только в 90-е горские евреи стали восстанавливать свою этническую идентичность и избавляться от мифов, связанных с принадлежностью к татам.

У самих же татов тоже есть претензии к переписям и записям в паспортах: в позднем СССР их чаще всего отмечали как азербайджанцев, просто потому что так было проще и быстрее, да и вникать в национальные различия работникам паспортных столов не особо хотелось. Но в последнее время многие таты недовольны тем, что записаны азербайджанцами и лишены возможности сохранять свои язык и культуру. Татов даже сложно посчитать из-за этого — актуальная численность татского населения в Азербайджане и Дагестане неизвестна. Хотя еще в начале XX века в одной только Бакинской губернии их было около 125 000 человек.

Сегодня таты и горские евреи живут достаточно обособленно друг от друга в разных поселениях, принадлежат к разным конфессиям (ислам и иудаизм) и крайне редко вступают в брак друг с другом. Забавно, что даже на Википедии — и на странице про татов, и на странице про горских евреев — есть глава про заблуждения вокруг единости этих народов.