Кардиналы союзных республик
01.09.2023
автор: чернозём
история
для кого работал «институт вторых секретарей»
В Советском Союзе для республик существовал «институт вторых секретарей»: первым секретарём был человек коренной национальности, вторым – представитель «титульной нации», назначенный прямиком из Москвы. Реальная власть заключалась в руках второго секретаря, первый же выполнял скорее декоративные функции и успокаивал местных жителей, что их интересы якобы представлены в правлении.

Началось всё со Сталина. С его приходом к власти ленинская программа по «коренизации» управленческого аппарата была свёрнута, и в 1930-е годы на должность первого секретаря республики стали назначать уроженцев других регионов – национальность была не важна, главное, чтобы не представитель титульной нации в республике. Например, после образования Казахской ССР первым руководителем ее республиканской компартии стал армянин Левон Мирзоян, а компартию образованной Таджикской ССР возглавил азербайджанец Мирза Давуд Багир оглы Гусейнов (оба впоследствии были репрессированы и расстреляны). Несколько республик были исключением, в частности в Грузии с начала 1930-х парторганизация возглавлялась местными жителями. Вошедшие в состав СССР в 1940 году Литва, Латвия и Эстония были на особом положении, поэтому их первыми секретарями тоже были представители местных этносов. По мнению Москвы, такие действия должны были способствовать легитимации новой власти.
В 1930-е среди первых секретарей республик проходили чистки: их исключали из партии и практически сразу арестовывали. Почти треть из них в период с 1937 по 1939 репрессировали. Как раз после этих арестов Сталин начал внедрять свою систему «вторых секретарей». Первым шагом стало назначение на должность руководителей партии в союзных республиках представителей коренных этносов. Массовый характер эта практика приобрела уже в послевоенный период (1946 – Таджикская и Казахская ССР, 1947 г. – Туркменская ССР, 1950 г. – Киргизская ССР, 1953 г. – Украинская ССР), Одними из последних своих представителей власти получили Белорусская ССР (в 1956) и Молдавская ССР (в 1961). К каждому такому первому «парадному» секретарю был приставлен второй секретарь, назначенный Москвой. Он и являлся носителем реальной экономической, политической и идеологической власти в республике. «Институт вторых секретарей» выполнял роль альтернативного (и на самом деле главного) канала информации для советского центра и помогал контролировать ситуацию в республике.
После смерти Сталина эту часть национальной политики начал упразднять Лаврентий Берия – он «отменил» вторых секретарей в Украине, Беларуси и странах Балтии. Произошла очередная ротация: в целом за 1953–1956 годы было заменено 45 из 84 секретарей региональных комитетов и 12 из 16 первых секретарей республик. Руководящие посты в республиканских аппаратах партии заняли новые представители местных национальностей, которые управляли республикой самостоятельно и не были ангажированы Москвой. Во всяком случае, так предполагалось.

Обновлённая нац.политика просуществовала недолго – большинство членов ЦК КПСС были ею недовольны, ведь такая система управления давала республикам автономию, немыслимую для Советского Союза. Берию обвинили в разжигании межнациональной розни:
«Берия стремился различными коварными приёмами подорвать дружбу народов СССР — основу основ многонационального социалистического государства и главное условие всех успехов братских советских республик. Под фальшивым предлогом борьбы с нарушениями национальной политики партии он пытался посеять рознь и вражду между народами СССР, активизировать буржуазно-националистические элементы в союзных республиках».
Постановление Пленума ЦК КПСС «О преступных антипартийных и антигосударственных действиях Берия», 7 июля 1953 г.
И когда в декабре того же года Берию с его ближайшими соратниками расстреляли, изменения во внутренней политике и кадровые перестановки быстренько откатили обратно. Всех вторых секретарей вернули на свои места. И в том или ином виде, с большей или меньшей степенью «институт вторых секретарей» влиял на республиканскую политику до 1991 года.
1. Грибкаускас С. Становление института вторых секретарей в республиках СССР // После Сталина. Реформы 1950-х годов в контексте советской и постсоветской истории: Материалы VIII международной научной конференции. Екатеринбург, 2015.

2. Метёлкина Л.Н. Особенности ротации региональной политической элиты в СССР (на примере первых секретарей ЦК КП(б) – КП союзных республик в 1930–1964 гг.) // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение, 2012.

3. Мохов В.П. Эволюция региональной политической элиты России (1950–1990), 1998.

4. Нефедов В.Н. Номенклатура империи: исследование кризиса, 1994.
Политбюро ЦК ВКП(б) и региональные партийные комитеты. 1945–1952, 2004.

5. Хлевнюк О.В. Региональная власть в СССР в 1953 – конце 1950-х годов. Устойчивость и конфликты // Отечественная история, № 3, 2007.
Источники