Участниками эксперимента
стали продавцы пива из трёх районов провинции Северное Киву. Там это один из самых популярных напитков, и его продаёт множество предпринимателей, а устройство их бизнеса похоже – удобно сравнивать полученные результаты и делать выводы. Учёные рекрутировали 81 продавца, дали каждому по смартфону и солнечной батареи для его подзарядки, научили ими пользоваться, оплатили сотовую связь и проезд до районов с мобильным покрытием (да, спасение исследования – дело рук самих исследователей).
В течение двух лет с июля 2015 по ноябрь 2017 каждый день продавцы отправляли учёным информацию о количестве закупленных и проданных бутылок, ценах на пиво, остатках товара на складе, случаях кражи, нехватке товара и сумме, которую они потеряли из-за этого (то есть сколько было потенциальных покупателей, которым уже нечего было продать).
Последний пункт, фактически, стал самым важным в исследовании, потому что большинство предпринимателей опасались краж, предпочитали не рисковать, и поэтому закупали товар мелкими партиями. Причём боялись воровства они гораздо сильнее, чем угроза реально существовала: продавцы оценивали вероятность кражи на 8,9%, хотя фактический риск составлял примерно 0,9%.
Но когда формальные институты развиты слабо, недоверие в обществе растёт. А ещё это повышает количество суеверий, то есть в среде продавцов пива считалось, что даже навести сглаз на грабителя гораздо эффективнее, чем добиться хоть какого-то расследования и правосудия. Предприниматели не нанимали охранников в магазины и на склады, потому что, по их мнению, от грабителя они не защитят, а вот сами — украсть тоже могут.