С развитием интенсивной экономической деятельности на Дальнем Востоке многие сакральные для коренных народов места были разрушены, а археологические находки встречаются слишком редко, чтобы с их помощью можно было уверенно рассказать о местном укладе жизни. Но в
статье Института экологии растений и животных УрО РАН и Тымовского краеведческого музея впервые рассказывается о новых деталях ритуалов нивхов с Сахалина.
В устье реки Агнево учёные нашли 296 костей и, сопоставив их размеры и количество, отнесли к останкам девяти медведей и десяти собак. А обряды, в которых их могли задействовать, датировали второй половиной XIX и началом XX веков. Это исследование можно отнести к археозоологии — одному из направлений археологии, которое исследует останки животных, отвечая на вопросы о пищевых привычках древних народов, влиянии людей на окружающую среду, а также о социальной структуре сообществ.
Расположение захоронения у грота реки отсылает к мифологии нивхов, которые верили в существование горных духов, обитающих в пещерах и среди камней скалистых навесов. Для них нивхи совершали обряды с подношениями останков животных. Например, домашних или диких медведей. Зажиточные семьи могли держать зверя в хозяйстве, специально откармливать, чтобы затем совершить ритуал и съесть его мясо. Нивхи считали, что благодаря бережному обращению с костями животного, его дух благополучно вернётся к их племени — медведь снова встретится им во время охоты. Вдобавок, горный дух, которому подносили останки, был благосклонен только к народам, соблюдающим правила обряда.