296 костей реки Агнево
23.11.2023
автор: чернозём
исследование
археозоология узнаёт о прошлом народов Сахалина
С развитием интенсивной экономической деятельности на Дальнем Востоке многие сакральные для коренных народов места были разрушены, а археологические находки встречаются слишком редко, чтобы с их помощью можно было уверенно рассказать о местном укладе жизни. Но в статье Института экологии растений и животных УрО РАН и Тымовского краеведческого музея впервые рассказывается о новых деталях ритуалов нивхов с Сахалина.

В устье реки Агнево учёные нашли 296 костей и, сопоставив их размеры и количество, отнесли к останкам девяти медведей и десяти собак. А обряды, в которых их могли задействовать, датировали второй половиной XIX и началом XX веков. Это исследование можно отнести к археозоологии — одному из направлений археологии, которое исследует останки животных, отвечая на вопросы о пищевых привычках древних народов, влиянии людей на окружающую среду, а также о социальной структуре сообществ.

Расположение захоронения у грота реки отсылает к мифологии нивхов, которые верили в существование горных духов, обитающих в пещерах и среди камней скалистых навесов. Для них нивхи совершали обряды с подношениями останков животных. Например, домашних или диких медведей. Зажиточные семьи могли держать зверя в хозяйстве, специально откармливать, чтобы затем совершить ритуал и съесть его мясо. Нивхи считали, что благодаря бережному обращению с костями животного, его дух благополучно вернётся к их племени — медведь снова встретится им во время охоты. Вдобавок, горный дух, которому подносили останки, был благосклонен только к народам, соблюдающим правила обряда.
Учёные отмечают, что в медвежьих обрядах не исключено взаимопроникновение двух культур. Вместе с нивхами на Сахалине проживали айны — коренной народ Японских островов. Быт двух народов тесно переплетался: они носили похожие одежды и даже заключали браки. Айны, как и нивхи, совершали «проводы» души убитого животного, в том числе и медведя, но в их обрядах было меньше запретов. Так, нивхи делили тушу медведя на табуированные и нетабуированные части: с головой и нижней челюстью животного могли обращаться только мужчины, а жарить их дозволялось лишь на отдельных ритуальных кострах. Запрещалось откусывать мясо прямиком с кости, ломать или рубить скелет животного.

Исследователи считают, что из-за подобных правил большинство нивхов использовали в обряде исключительно ножи и не разделывали грубые части туши (череп, грудину, некоторые рёбра), а также крупные мышцы. Именно поэтому, когда учёные обнаружили рубленые кости в захоронении, они предположили, что именно жители племени у реки Агнево проводили обряд — здесь нивхи использовали специальные топоры, следы которых чётко видны на костях.
Но почему же среди артефактов оказались и останки собак? Дело в том, что они были одомашненными животными у народов Сахалина. Собаки использовались для передвижения на упряжках зимой, а летом — для тяги гружёных лодок. Чем больше собак в упряжке, тем богаче считалась семья. Старых и покалеченных собак откармливали и забивали, чтобы затем съесть, а шкуры использовать в одежде. Помимо этого, каждая семья держала трёх священных собак: в честь духов гор, воды и огня. И когда хозяйство взращивало медведя для ритуала, то и собаки, соответствующие трём природным духам, становились частью подношения.