Постдраматический
синдром

Специальная рубрика
Постдраматический
синдром
Специальная рубрика
Высказывание, каким бы оно ни было, зашифровывает информацию знаками языка. В семиотике (науке о знаковых системах – прим. ред.), языком могут быть не только слова, но и практически любые символы, создающие систему, чтобы донести в ней смысл до адресата. Так, классический драматический театр хоть и опирается в основном на язык литературный и в большей степени зависит от текста и реплик, произносимых на сцене актерами, но в системе его языка важную роль играют и другие художественные элементы: игра актеров, декорации, направление света, музыка на фоне. Все вместе создает театральное высказывание. А зритель воспринимает его полностью только тогда, когда видит работу всех шестеренок одновременно.

Вечные поиски деятелей искусства – поиски новых художественных языков, когда старого уже не достаточно для перехода на новый уровень разговора. Это явление свойственно всем сферам искусства, но именно в театре, который почти не ограничен в выборе знаков и их систем, оно стало заметно особенно.

Попытки отойти от классического художественного языка вылилось в самостоятельное направление – постдраматический театр, или постдрама. Его режиссеры стремятся найти замену классическому театральному языку и предложить нечто новое, более для них подходящее. Главными средствами выразительности в таких спектаклях выступают не классическая сюжетная фабула, игра актеров или драматический текст (все это может попросту отсутствовать), а заимствованные из других искусств, например, танцевальная пластика, музыка или свет.

Пространство такой постановки не ограничивается театральной сценой. В зависимости от конкретных идей и задач постдрама может задействовать любое помещение или улицу. При этом постдраматический театр допускает почти полное слияние с другими искусствами и образует с ними мультижанровые проекты. Часто именно на этом он и основывается: несколько творцов из разных сфер искусства объединяют усилия для создания общего произведения. И таким произведением становится именно спектакль.

С руки было бы сравнить постдраматический театр с перформансом, но, в отличие от него, постдрама не отдельный вид искусства. Это все еще театр, просто поменявший язык для более удобного разговора на новые темы, а возможно, и с новым зрителем.
Илья Мазо

ШХД:ЗИМА

В перформативном искусстве произошел полный разрыв с актерской игрой. Оно стремится использовать только подлинные эмоции и переживания, а его участники ничего не «играют». Поэтому в перформансе так часто демонстрируется боль, не мнимая, самая настоящая – нанесенная физическими повреждениями, а перформерами могут выступать маленькие дети и животные: они не способны притворяться, их поведение во время выступления непосредственно. В некотором смысле перформер – экстремальный исследователь, он может лишь предполагать, какую реакцию встретит и к чему приведет его произведение. Марина Абрамович во время легендарного «Ритм 0» (перформанс заключался в том, что перед зрителями лежали несколько различных предметов: от розы до ножниц, с ними и телом художницы публике разрешалось делать все что им захочется - прим. ред.) едва не рассталась с жизнью, а исполнению «Точки опоры» Оли Кройтор без каких-либо причин начал мешать случайный прохожий.
Саша Виноградова

#Я_слышу_тебя

Постдраматический спектакль пока еще строится на отрепетированных действиях труппы и остается полноценным законченным высказыванием. А авторы не только представляют его себе полностью, но и тщательно подбирают к нему слова из художественного языка. Смысловое «о чем» – сохранилось, претерпело же изменения формальное «как»; а говоря конкретнее и повторяясь: зашифрованная в высказывание информация осталась на своем месте, в постдраме изменили форму ее доставки до публики.

Но безусловно, несмотря ни на что, постдраматический театр – это эксперимент. К нему необходимо быть заранее готовым не только творцам новой (пост)драматургии, но и их аудитории. Случайному зрителю крайне сложно вникнуть в происходящее на сцене без необходимых знаний. Ему нужно если не прочитать перед походом на спектакль книгу (как этого будет желать один из героев нашего материала), то хотя бы знать немного об участниках постановки и его авторах. Без минимального культурного багажа впечатления от театра останутся смешанными, а художественный жест будет прочитан не до конца.

Герои этого материала – молодые музыканты, поэты и художники, которые объединили свои силы и творчество и, возможно даже невольно, приобщились к развитию постдраматического театра в России. В ныне закрытом московском клубе или в пространстве без сцены, с музыкальными инструментами в руках или бенгальскими огнями, в полной темноте или окруженные светом, – они говорили со зрителем, между собой, сами себе. А что публика смогла услышать и перевести на консервативный, но богатый русский язык - читайте далее.